Папки-передвижки

Детское экспериментирование как путь познания окружающего мира

Сонина Лариса Юрьевна
Детское экспериментирование как путь познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический опыт работы «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира»

Актуальность

В связи с введением ФГОС ДО меняются задачи и цели обучения дошкольников. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию познавательных способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Публикация «Детское экспериментирование как путь познания окружающего мира» размещена в разделах

Ребенок активно познает окружающий мир, он очень восприимчив к образовательному влиянию. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника – значит нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности.

Существенную роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность детей, которая проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и задаваемых взрослому вопросов (почему, зачем, как). Путей развития потенциала личности существует много, но познавательно-исследовательская деятельность – один из самых эффективных.

Детское экспериментирование отвечает требованиям ФГОС ДО и концепции модернизации российского образования. «Развивающему обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

В современных исследованиях (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Подьяков, О. В. Дыбина, А. И. Савинков, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, Г. П. Тугушаева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) детское экспериментирование рассматривается, как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В. Дыбина, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева).

Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры. Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (познавательной) деятельности:

- активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка.

-деятельность организуется взрослым, которые выделяют существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

И. П. Павлов отмечал, что наблюдение собирает то, что предлагает нам природа, а эксперимент позволяет нам брать то, что мы хотим.

Детское экспериментирование является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленно на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановку проблемы, сбор и обработку информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученного в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Детское экспериментирование стимулирует формирование креативной направленности личности ребенка. Особая ценность экспериментирования состоит в активно-преобразующей деятельности ребенка.

Наиболее развивающий эффект имеет свободное экспериментирование, которое не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всё новых сведений об объекте.

Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений. Важно, чтобы достижения ребенка в экспериментировании были не просто поддержаны взрослым, но и становились известны другим детям. Осуществление воспитателем принципа совместного переживания сверстниками радости открытий помогает объединить детей стремлением к исследованию окружающего мира. Этому способствует создание широкого исследовательского пространства в группе детского сада, активизирующего экспериментирование и поисковую деятельность.

Цель: формирование у детей познавательной активности, стремление к познавательному познанию окружающего мира и размышлению.

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательной инициативы ребенка.

2. Формировать умение действовать в соответствии со структурой организации эксперимента, ставить цель, выявлять проблему, выдвигать разные гипотезы, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.

3. Развивать восприятие, мышление, речь, (словесный анализ – рассуждение) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.

4. Развивать у детей самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

5. Воспитывать желание заниматься исследовательской деятельностью, как в совместной деятельности со взрослым, так и самим ребенком.

Ожидаемый результат:

1. У ребенка сформирована познавательная активность.

2. Ребенок может организовать и осуществить познавательно исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами, может самостоятельно провести эксперимент.

3. Ребенок умеет выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, владеет речью-доказательством, активно обсуждает с детьми и взрослыми процесс экспериментирования и его результаты.

Содержание работы включает сотрудничество с семьями воспитанников, обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы и реализуется в трех блоках педагогического процесса:

1. Специально организованная образовательная деятельность;

2. Совместная деятельность взрослого с детьми, а так же ребенка со сверстниками;

3. Свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы организации детского экспериментирования :

1. Опыты, эксперименты

2. Игры-эксперименты; игры-опыты

3. Наблюдения (длительные, кратковременные)

4. Путешествия по карте

5. Путешествие по «реке времени»

6. Коллекционирование и классификации.

Структура проведения экспериментирований по Н. Н. Подьякову:

1. Постановка, формулирование проблемы (проблемная ситуация, игровая ситуация)

2. Выдвижение предложений (гипотез) отбор, способы проверки.

3. Проверка гипотез

4. Подведение итогов, вывод.

5. Вопросы детей.

Методика проведения опытов и экспериментов

Подготовка проведений к запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

1. Формулирование проблемы. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель и задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Или моделирует проблемную ситуацию (могут быть игровыми, научными, сюжетными или в виде вопроса)

2. Выдвижение гипотез. Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает к выдвижению гипотез, обсуждению методики и хода эксперимента. Для того чтобы у детей появилась речь-рассуждение очень поможет постановка гипотезы. Гипотеза рождается из вопроса педагога к детям и может начинаться со слов «Как вы думаете… Как вы считаете…Ваши предложения? Эти слова основополагающие для дальнейшего использования при формулировании выводов. В старшем возрасте дети могут выдвигать гипотезу, используя в речи слова: «Я считаю, я думаю, я предполагаю…»

3. Проведения опыта. Он может быть демонстрационным или фронтальным.

4. Выводы. При формулировки выводов у старших дошкольников можно начать со слов «Саша считал, что…., подтвердилась ли его гипотеза?», а у малышей односложно, с помощью взрослого, с помощью наводящих вопросов.

5. Фиксация результатов может осуществляться с помощью:

-рассказа детей; -описания, отвернувшись от объекта наблюдения;

-ведения дневника погоды, календаря природы; - включения опытов результатов опытов в сюжетно-ролевую игру (в данном случае фиксация отсроченная по времени)

- возврата к воспоминаниям (длительное наблюдение за деревом) –отсроченная фиксация;

-картинок, схем – подсказок, условных обозначений, моделей; -фотографий, зарисовок (времена года, распускание почек в вазе, рост корней у растения)

- циферблата или линейки времени (оси времени); - различных мерок (бумажные полоски, ниточки, отметка на стене)

- рисунков-прогнозов (какими вырастут корни)

- письменных способов фиксации (запись рассказов детей, которую потом можно зачитать)

- фиксация цвета с помощью эталонных цветов.

6. Вопросы детей. Они могут возникнуть и педагог должен квалифицированно на них ответить.

Самостоятельная деятельность детей. Проводить опыты под руководством взрослого, но иногда ребенку хочется поработать в лаборатории самостоятельно. Взвесить все, что хочешь, не только с помощью гирьки, но и ракушки, выяснить, как выглядит мир через лупу и насколько точны песочные часы. К сожалению, мы крайне редко предоставляем детям возможность для таких самостоятельных исследований. А ведь в именно в них проявляется любознательность ребенка, его интерес к исследованиям, умение самостоятельно проверить свои предположения и сделать выводы. Приходить в лабораторию детям нравится, но ещё лучше, когда можно провести исследования тогда, когда хочется, а не по расписанию. Это можно сделать прямо в группе, в мини-лаборатории.

Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной со взрослым деятельности. Вечером эти сведения дети ещё раз могут проверить самостоятельно в процессе опытной, экспериментальной деятельности в лаборатории природы. Опыты в лаборатории природы проводятся только по желанию детей. Воспитатель ни кого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течении нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов дети отражают в круговой дискуссии. Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные результаты.

Развивающая предметно – развивающая среда.

Очень важно продумать предметную организацию среды, так как многих детей экспериментирование начинает привлекать только тогда, когда они видят необычный предмет, инструмент. Внешний стимул также сильно влияет на выбор ребенком деятельности.

Экспериментирование предполагает наличие оснащенной детской лаборатории или центра детского экспериментирования. В нем должны быть представлены достаточно сложные инструменты и материалы: весы, магниты, электрические фонарики, микроскопы, технические игрушки, пособия для исследования (модели и схемы опытов, карточки фиксации результатов).

Нами разработано содержание центров детского экспериментирования в разных возрастных группах.

Сотрудничество с семьей

При организации поисково-исследовательской деятельности неоценимую помощь может оказать семья. Родители могут помочь ребенку в организации опытов, подборе информации. Но не всегда родители могут сделать это правильно с учетом возможностей самого ребенка. Поэтому организуется сотрудничество с семьями воспитанников, в которые включены следующие формы работы с семьей:

- Родительское собрание. «Детское экспериментирование с элементами игротеки для родителей»,

- Мастер – класс «Не бойтесь экспериментировать

- Коллективные посещения музея и выставок (родители и дети)

- Анкетирование «Что такое детское экспериментирование

- Папка-передвижка «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

- консультирование родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях;

-Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию»

- Подборка аудио и видеоматериалов исследовательской направленности по разной тематике для прослушивания и просмотра в домашних условиях;

- Оформление фотовыставки «Мои открытия»

- Картотека - «Экспериментируем вместе

Нами разработан план сотрудничества с семьями воспитанников и проанализирована работа по взаимодействию с семьей, из которой следует, что на начальном этапе работы только 5 семей имели незначительное представления о детском экспериментировании и его значении для развития познавательной активности ребенка. В течение года велась активная работа в данном направлении, которая способствовала повышению заинтересованности родителей. В настоящее время 15 семей из 25 с удовольствием принимают участие совместно с ребенком в домашнем экспериментировании, соблюдая и объясняя правила безопасности. Они считают, что детское экспериментирование благоприятно влияет на развитие познавательного интереса детей. По результатам домашнего экспериментирования в группе оформлена «Книга открытий». Родители с желанием посещают проводимые в детском саду мероприятия.

Диагностика.

Важно своевременно диагностировать, как происходит развитие исследовательской активности дошкольников. С этой целью нами азработан диагностический инструментарий, который включает подборку методик, ситуаций, выделены уровни и критерии обследования исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании.

Задачи диагностики:

- Выявить наличие интереса детей старшего дошкольного возраста к экспериментированию с предметами и материалами.

- Выявить особенности проявления исследовательской активности дошкольников в процессе экспериментирования в специально созданных педагогом проблемных ситуациях и стихийном опыте детей.

- Определить уровень развития исследовательской активности старших дошкоьников.

Прежде всего, необходимо выяснить, есть ли у детей интерес к экспериментированию с предметами и материалами. Для этого используются систематические наблюдения за свободной деятельностью детей, её направленностью на самостоятельное исследование, экспериментирование. В процессе наблюдения необходимо отметить:

- кто из детей, когда и как часто обращается к экспериментированию.

- какие виды экспериментирования дети используют

- какими предметами и материалами предпочитают пользоваться

- какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие – эпизодически

- в чем проявляются индивидуальные особенности, а так же различия между мальчиками и девочками в выборе объектов для экспериментирования.

Получив общее о направленности и содержании интереса детей в группе к экспериментированию, необходимо оценить индивидуальные особенности проявления исследовательской активности у каждого ребенка. Для этого следует выявить и записать:

- предпочитаемые данным ребенком объекты для экспериментирования (перечислить)

- эмоциональное отношение к процессу экспериментирования (устойчивое, положительное, неустойчивое, отрицательное)

- умение осуществить в процессе экспериментирования перебор разных способов решения для получения результата (самостоятельно ищет варианты решения. Обращается за помощью, не ищет других способов решения)

- проявление настойчивости в исследовательском поиске, поведение в случае неудачи (проявляет настойчивость в решении; проявляет настойчивость только при поддержке воспитателя, отказывается от дальнейшего решения)

- способность самостоятельно вернуться к незаконченному экспериментированию, продолжать исследовательский поиск

- разнообразие экспериментальной деятельности (выбирает новые объекты или новые способы решения знакомых проблем; предпочитает повторять знакомые ситуации экспериментирования, к новым обращается только по предложению других; повторяет хорошо знакомые ситуации в экспериментировании).

Данные наблюдений уточняются в индивидуальной беседе с ребенком:

-Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?

-Тебе нравится проводить опыты?

-Какой опыт был самый интересный? Расскажи о нем.

- Расскажи, какие опыты проводят другие дети.

- С кем ты любишь вместе исследовать, проводить опыты?

В результате систематического наблюдения и уточняющей беседы с дошкольниками воспитатель может составить свободную таблицу или просто сделать записи, отражающие индивидуальные особенности экспериментирования у детей.

-

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей«Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений». Консультация для родителей В период дошкольного детства ребёнок вступает в «возраст разума» - овладевает речью, основами интеллекта, умением контролировать своё.

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира»Консультация «Театр для ребёнка-своеобразная форма познания окружающего мира» В нашем СПДС «Солнышко» продолжает проводиться систематическая работа по проведению совместных мероприятий с Тольяттинской творческо-театральной.

Моделирование одежды как метод познания окружающего мираМоделирование одежды как метод познания окружающего мира Одним из наиболее перспективных методов воспитания является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной.

Сенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие ребёнка — это способ познания окружающего мира. Дидактические игры для младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Зрительное восприятие.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как путь познания окружающего мира
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 06:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как путь познания окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Сонина Лариса Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД