Василя Бахтиярова
Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ «Токский детский сад»
Бахтиярова Василя Наримановна
«Основная задача нравственного
воспитания : воспитать в детском
сердце подлинно человеческую любовь,
тревогу, волнения, заботы, переживания
за судьбу другого человека»
Публикация «Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель работы: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Разработать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
3. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для воспитателей младших групп.
4. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских народных сказок.
5. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, если будут созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими народными сказками, разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
Объект исследования: Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование устойчивых нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
2. Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
Методы исследования:
Теоретические:
• Знакомство с историческими справками по данной проблеме.
• Моделирование.
• Обобщение справочного материала по данной проблеме.
Практические:
• Изучение методической, педагогическо-психологической литературы по теме.
• Изучение и анализ нормативных документов о дошкольном образовании.
• Педагогические наблюдения (беседа, наблюдение).
• Обобщение передового опыта в ДОУ.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений нами использован комплекс взаимосвязанных методов исследования. Ведущими стали следующие методы:
• теоретический анализ педагогической, психологической литературы по данной проблеме;
• консультация родителей на темы воспитания в семье;
• наблюдение и беседы;
• картотека дидактических игр
Глава I. Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
1.1 Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
1.2 Роль сказок в воспитании нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста
Глава II. Методика использования сказок в воспитании нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста
2.1. Основные методы и приемы работы со сказкой
Основные приемы работы со сказкой :
1. Анализ сказок. Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведение героев.
Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка? ", "Кто из героев больше всего понравился и почему? ", "Почему герой совершил те или иные поступки? ", "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке? ".
2. Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги".
3. Передумывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и так далее. Передумывая сказку, дописывая свой конец, или вставляя, необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл передумывания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которых обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявлять.
5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели.
6. Игра– драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
- чтение воспитателя, дословная передача текста. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей;
- рассказывание, более свободная передача текста. Стараюсь сказку рассказывать выразительно, так чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний использую такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.
Приемы формирования восприятия сказки
1. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2. Повторность чтения и рассказывание сочетаются с использованием художественных средств, где дети могут передать свое отношение к герою сказки. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
3. Один из приемов, способствующих анализу поступков – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Задавая вопросы, также используются ряд дополнительных приемов, которые усиливают эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации (иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения).
4. Драматизация является одной из форм активного восприятия поступка сказочного персонажа. В ней ребенок выполняет роль сказочного героя.
5. Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентрируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
2.2. Этапы проведения психолого-педагогического исследования
Для того, чтобы решить задачи психолого-педагогического исследования используются следующие этапы :
Подготовительный этап:
1. Подбор и изучение методической литературы;
2. Изучение проблемы.
Основной этап или этап реализации
1. Подбор дидактических игр;
2. Составление перспективного плана;
Этапы проведения проекта:
1. Подготовительный
2. Основной этап
3. Заключительный
Во время проведения подготовительного этапа была изучена методическая литература по этому вопросу.
Были проведены: анкетирование родителей по вопросу «Сказка в жизни вашего ребёнка», диагностика детей «Нравственная лесенка».
Был сделан подбор библиотеки в книжный уголок, акция «Подари книгу детскому саду».
Был оформлен уголок для родителей по русским народным сказкам.
А также изготовлены наглядно-дидактические пособия, иллюстрации; изготовлены и обновлены разные виды театра.
Изучение методической и педагогической литературы по вопросу нравственного воспитания младших дошкольников привело нас к выводу, что сказка по своей сущности вполне отвечает природе маленького ребё нка: близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей-дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и морали.
«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем».
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.
Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей») .
Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).
Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса» «Заюшкина избушка»)
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.
Для девочек – это красная девица (умница и рукодельница).
Для мальчиков - Иван Царевич (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый).
Идеал для ребёнка является далёкой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определит его, как личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.
Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу.
Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Снегурочка» .
Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».
Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Этот урок можно извлечь из сказок «Хаврошечка» «Мороз Иванович» «Царевна-лягушка» .
Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь» («Лиса и козёл»)
Забота о ближнем поощряется, например, в сказке «Бобовое зёрнышко»
Основной этап проведения проекта осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые занятия, вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.
В работе нами используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) ; словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок) ; игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.
Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.
Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.
Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я? ” (описание героев) и другие.
На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.
Исценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в исценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Исценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Исценирование используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
Для младших дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый, варежковый театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.
Драматизация – более сложный вид театральной деятельности. Поэтому на заключительном этапе нашего проекта мы планируем приготовить с детьми сказку «Заюшкина избушка» и показать её родителям и ребятам ясельных групп.
Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.
Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, не только развивает его фантазию, но и помогает понять выразительность музыкальной речи. Сама музыка также «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
В работе с младшими дошкольниками в разделе слушание музыки использую несложные пьесы. Например, «Нянина сказка», «Мама» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Шествие кузнечиков» С. Прокофьева, «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна. Малыши эмоционально откликаются на музыку, слышат ее общее настроение, темповые, динамические особенности, некоторые выделяют мелодию. С помощью педагога они высказываются о характере музыки, придумывают сказки, пытаются в рисунках и элементарных движениях передать музыкальные образы, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения.
При подготовке «Театральной недели» с малышами мы слушаем, а потом разыгрываем музыкальные сказки : «Теремок» музыка Т. Попатенко, «Маша и медведь» музыка Е. Тиличеевой, В них звучат и инструментальная, и вокальная музыка, что намного облегчает малышам целостное восприятие музыкальных образов.
В любом случае задача нравственного воспитания так или иначе решается в каждой музыкальной сказке, сказка всегда воспитывает позитивные, нравственные качества, такие как доброта, сочувствие и способность к состраданию, благородство и отвага, честь и совесть, единение и солидарность, потребность в труде и др.
Сказка также обличает трусость, жадность, желание легкой наживы и стремление жить за счет другого, хитрость и нечестность, лень и скупость и т. д.
Приступая к работе над музыкальной сказкой, мы стараемся включать все виды деятельности детей и используем интегрированный подход, обращаясь к помощи воспитателей, специалистов, родителей, детей старших групп (если речь идет о малышах) .
Так, например, того же Колобка дети узнавали сначала в группе, слушая чтение воспитателя и беседуя о сюжете и героях, затем лепили колобочков из пластилина, а позже, на прогулке – из песка; рисовали уже знакомых персонажей этой сказки на занятиях изо, кувыркались, «как Колобки» на физкультурном занятии, а на полдник угощались вкусными пирожками, похожими на непослушного Колобка. Таким образом, стремились строить воспитательный процесс на основе принципов взаимосвязи, наглядности, индивидуального подхода к ребенку в сочетании со слаженностью в работе педагогического коллектива, взаимоуважения и взаимовыручки.
Необходимо отметить особую роль родителей в проведении нашей работы. Ведь игра и сказка не должны представляться как временные явления, они должны иметь своё продолжение в семье.
Проведя анкетирование родителей, я отметила, что у некоторых семей сохранилась старая добрая традиция – рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер.
Тогда я поставила перед собой задачу – помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Для решения этой задачи я составила комплекс мероприятий
1. Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.
2. Дни открытых дверей и проведение совместных досугов.
3. Выставка работ детей и родителей «Моя любимая сказка».
4. Консультации для родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей.
Заключение
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
В данной работе была сделана попытка изучения и развития нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста при знакомстве, слушание, пересказе и обыгрывании русских народных сказок.
Во взаимосвязи игровой деятельности и творческой работы со сказками дети лучше ориентируются в окружающем мире предметов и отношении людей друг с другом.
Дети испытывают потребность отражать в игровой деятельности те чувства, которые задевают душевные струны ребенка, заставляют сопереживать страдания обиженного, вызывают желание помочь, облегчить тяжелое положение героев сказок, учат отличать добро и зло.
Сказка в увлекательной форме и доступности для понимания словами показывает окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательной работы с детьми.
Результаты исследовательского проекта позволяют судить о том, что предложенные технологии развития и воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста дает продуктивные показатели,а также способствует обогащению нравственного опыта народной мудростью, раскрывает мир чувств, мир сопереживания и сочувствия.
Выбранная для исследования проблема на современном этапе развития личности ребенка является актуальной, имеет большое практическое значение и требует своего дальнейшего более глубокого изучения.
Закончить наше выступление хочется словами Л. Н. Толстого:
«Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру»