Лучший педагог года

Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Светлана Горбатенко
Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно- исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства».

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию :

Публикация «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений

сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

- тематические выставки детского творчества.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу;

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.

Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами. Их проведение в наши дни дает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица и т. д.

В нашем детском саду для духовно-нравственного воспитания организуется проведение сезонных музыкально-игровых праздников. Осенью - «Ярмарка»;

зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки». Весной - «Масленица», «Праздник птиц», «Пасха»; летом - «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Педагоги вместе с детьми изготавливают народные игрушки, детали народных костюмов. Дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности дошкольников.

Знакомство детей с народными произведениями, приобщение их к красоте и богатству народного декоративно – прикладного искусства укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. У детей развивается чувство патриотизма и ответственности за судьбу Родины. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных традиций.

Публикации по теме:

Хореографическое искусство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Искусство воспитания детей – одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нём духовность».

Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звездочки» Воспитатель подготовительной группы; Васильева А. И. Якутские сказки как средство духовно – нравственного.

Казачий кадетский компонент в ДОО, как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с запросами государства, в январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Лекция для родителей «Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей» "Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей" В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей.

Художественное слово как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста «Художественное слово, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника среднего возраста». Притча «Воспитатель - тот же садовник».

Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 1 Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 492» Структурное подразделение.

Самообразование. «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Часть 2 Департамент образования г. Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 492» Структурное подразделение.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей Важнейшая сторона воспитания ребенка - нравственное воспитание. Оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности,.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека,.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Свое выступление я хотела.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 16:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Горбатенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД