Вавилова Людмила
Педагогический опыт «Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с Вами своим педагогическим опытом на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Он познает мир через опыт своих личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем.
Публикация «Педагогический опыт „Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников“» размещена в разделах
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. ФГОС ДО выделяет такую образовательную область, как познавательное развитие, которое направлено на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, любознательности, познавательной мотивации; формирования познавательных действий, первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (см. п. 2.6 ФГОС ДО). Сформировать у выпускников детского сада познавательный интерес и познавательные действия – одна из ведущих задач дошкольного образования.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет реализовать все перечисленные цели в практике работы в ДОУ.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и
«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые
знания о том или ином предмете.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит,
видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно- экспериментальной деятельности в практику моей работы в ДОУ.
Цель моего педагогического опыта : развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования в образовательной деятельности.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка
старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Направления работы:
1. Образовательная деятельность.
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
3. Взаимодействие с родителями.
Проанализировав требования основной общеобразовательной программы дошкольного образования, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.
Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, также как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Опыты провожу как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности в рамках кружковой деятельности на учебный год, куда вошли темы «Вода», «Песок», «Воздух», «Камни», «Бумага».
Также проводилась работа по созданию предметно - развивающей среды в группе : оборудование для проведения опытов и экспериментов.
Согласно тематическому плану была разработана картотека опытов, игры по экспериментированию.
Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития : «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».
Игры на развитие чувственного восприятия: «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».
Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».
Настольный материал: «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Организуя такие игры, побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость, удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Создание предметной среды 5-7 лет.
Развивающая среда исследовательского уголка содержит:
- природный материал;
- измерительные приборы и инструменты: весы, термометр, мерные
стаканы, линейки;
- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
- детский микроскоп;
- настольно-печатные игры – лото, паззлы;
- настольные игры – домино, шашки, шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши,
кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
- оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.
С родителями было проведено анкетирование «Экспериментальная деятельность ребёнка».
Для родителей была проведена консультация на тему: «Развитие познавательной активности детей в условиях экспериментальной деятельности», были разработаны методические рекомендации по организации развивающей среды в семье.
Перспективы педагогического опыта :
1. Рост моей профессиональной компетенции.
2. Социальная успешность воспитанников.
3. Повышение качества образования.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
И в заключение своего выступления хотелось бы зачитать следующие слова:
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его творческая
исследовательская деятельность».