Марина Ревина
Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию мой опыт работы, который был защищен на муниципальном уровне и имеет соответствующий сертификат с оценкой 14,3 балла. Может кому-то понадобится в качестве образца по написанию опыта работы. Приложения не стала выставлять, так как очень много информации. но если кому-то нужно, пишите, помогу. Спасибо за внимание.
«Дидактическая игра как средство ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними животными»
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
1. Литературный обзор состояния вопроса
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
«Экологическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к объектам живой природы, способности видеть её красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного» (Н. Рыжова).
Животный мир является одним из основных компонентов природной среды. Нас окружают животные. Это птицы, рыбы, звери, насекомые. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру живого, дети знакомятся с конкретными видами животных, узнают их названия, характерные особенности.
Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.
Тихеева Е. И., автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский и многие другие ведущие педагоги неоднократно подчёркивали легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой.
Существенный вклад в решение проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе внесли такие исследователи, как: Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, О. Ю. Тютюник, А. М. Федотова И. А. Хайдурова и другие. В их работах раскрываются цели и задачи, сущность и содержание экологического воспитания, основные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое - движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
С детьми 2-3 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движением. Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж имеющихся знаний.
Педагог А. К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольные печатные игры; словесные игры.
Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов: Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др., а также в специальных сборниках игр.
Ребенок интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания ребят, не может оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам животного мира. Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.
1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном
учреждении и муниципальном образовании
МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка» находится вблизи от промышленного предприятия ЗАО «СК Ленинградский», в удалении от автодороги. На территории детского сада присутствуют различные объекты природы: имеются деревья и кустарники, многолетние и однолетние цветы. Во время прогулок можно наблюдать за птицами, постоянно прилетают воробьи, вороны, голуби, за забором можно увидеть кошку, собаку. Вся территория детского сада безопасна для прогулок с детьми.
Педагоги и воспитанники детского сада в течение 2013-2014, 2014-2015 учебных годах принимали участие в районных экологических акциях «Птицы Кубани», «Птицам наша забота», «Операция «Дом на дереве». Ежегодно в начале апреля организуются праздники и развлечения, приуроченные ко Дню птиц.
Воспитатели МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка» систематически посещают районные методические объединения, на которых обсуждаются, в том числе, и вопросы экологического воспитания. Так в 2012-2014 годах посещали МО на базе МАДОУ ДСКВ № 2 «Кубаночка» по направлению «Краеведческо- туристическая деятельность», в 2013-2014 учебном году МО на базе МБДОУ ДСКВ № 7 «Сказка» по организации групповой проектной деятельности.
Вопросы экологического воспитания, ознакомления дошкольников с животным миром периодически обсуждаются на педагогических часах, но данное направление работы в настоящее время носит не системный характер.
В детском саду имеется литература по экологическому воспитанию дошкольников, но иллюстративного материала с изображением животных недостаточно. Поэтому педагоги нашего детского сада совместно с родителями оформляют и приобретают демонстрационные пособия с изображением представителей растительного и живого мира.
Также обеспечивает полноценный образовательный процесс использование современных компьютерных технологий. В течение последних лет воспитатели в целях расширения представлений дошкольников о представителях животного мира используют мультимедийные презентации, в том числе и составленные самостоятельно, такие как «Дикие животные», «Домашние животные», «Мамы и детки», «Животный мир Краснодарского края».
Образовательную деятельность по ознакомлению дошкольников младшей разновозрастной и старшей разновозрастной групп с представителями животного мира воспитатели строят на основе Примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В соответствии с программой данное направление находит отражение в перспективных планах. Особое место в календарном планировании и ежедневной образовательной деятельности занимают дидактические игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. В процессе работы по экологическому воспитанию детей воспитатели детского сада используют в основном предметные, настольно - печатные и словесные дидактические игры традиционного содержания.
Содержание работы МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка» по ознакомлению дошкольников с представителями животного мира носит традиционный характер, направлено больше на подачу детям конкретных знаний, что не способствует развитию творческого и исследовательского поиска.
Исходя из вышесказанного, возникла необходимость активизации экологического воспитания, посредством более активного использования дидактических игр, в том числе и нового содержания.
1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта
Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.
Экологическое самосознание- способность понимания неразрывной связи человека с природой, зависимость благополучия людей от целостности и неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности.
Природа- всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
Живая природа - предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек.
Неживая природа - предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии.
Экосистема- это совокупность живых организмов и среды их обитания, характеризующаяся круговоротом веществ и потоком энергии (пруд, луг, лес).
Чувственное восприятие- это сложные системы сигналов, используемые живыми существами для ориентировки в окружающей среде. Для животных и человека содержание сигналов непосредственно выступает в виде образов объектов.
Презентация (способ представления информации) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме.
Экологические противоречия- любое взаимодействие есть противоречивое отношение, в котором стороны являются относительно устойчивыми, самостоятельными, обладают противоположными направлениями действия, исключают друг друга, ведут между собой борьбу, и в то же время они находятся во взаимосвязи, составляют единство. Сказанное в полной мере относится к взаимодействию общества и природной среды, выступающему как процесс развития экологического противоречия.
Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.
Окружающая среда- В методической литературе природу иногда не отделяют от окружающей среды, хотя сделать это несложно: окружающая среда включает как природную, так и искусственную (созданную человеком). В окружающей среде природа развивается не только по своим законам, но и под воздействием человека.
Среда обитания- В природе каждый вид имеет свое местообитание. Для медведя местообитание — лес, для щуки — река, для муравьев — небольшая опушка. Иногда местообитанием называют нору животного. Это неверно, так как понятие включает всю территорию, на которой живет, охотится, передвигается животное.
Животные- это живые существа, которые питаются растениями и другими живыми существами и дышат кислородом. Они могут передвигаться и воспринимать окружающий мир.
Домашние животные- животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу.
Дикие животные- не прирученные, живущие на воле, в отличие от домашних.
Явления природы- все изменения, происходящие в природе.
2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
В формировании представляемого педагогического опыта принимали участие воспитанники младшей разновозрастной группы МБДОУ ДС № 10 «Дюймовочка».
В группе 21 ребенок: девочек - 13, мальчиков – 8. Из них: дети 1,5-2 лет -2 человека, дети 2-3 лет - 13 человек, дети 3-4 лет - 6 человек.
В силу того, что детский сад находится в удаленном микрорайоне, с сочетанием промышленной зоны и жилого сектора, основная масса детей проживает в районе детского сада. В связи со строительством многоквартирных домов вблизи детского сада возросла наполняемость групп. Часть воспитанников проживает в частном секторе, часть в многоквартирных домах, что ограничивает последних в общении с природой и в частности с представителями животного мира.
Дети по-разному адаптировались к детскому саду, но в основном успешно. Установились эмоционально положительные отношения между воспитателями группы и детьми. Коллектив детей организованный, сплоченный, дружелюбный, уравновешенный. Коллектив родителей отзывчивый, творческий, активный.
В этом возрасте у детей формируется способность к целеполаганию: могут более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. Ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более плотно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно – действенного мышления к 4 годам начинает формироваться наглядно – образное мышление. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Память дошкольников 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
В процессе развития у детей 3-4 лет постепенно углубляются знания, развиваются умственные способности, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремиться к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого.
В течение последних лет наблюдается противоречие: дети проживают в сельской местности, группа разновозрастная и имеется возможность передачи определенного опыта, знаний, однако при всем при этом объем знаний, представлений воспитанников младшей разновозрастной группы о домашних и диких животных ограничен.
3. Педагогический опыт
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте
Ведущим направлением моей педагогической деятельности является воспитание гуманного отношения детей к объектам окружающей среды.
Цель: формирование у младших дошкольников познавательного интереса и правильного гуманного отношения к миру животных.
Задачи:
1. Способствовать пониманию младшими дошкольниками взаимосвязей в природе.
2. Формировать у детей в непринужденной игровой форме представления о живой природе, ее обитателях.
3. Систематизировать дидактические игры на ознакомление детей с дикими и домашними животными применительно к условиям своего детского сада.
Живая природа – это то, что нас окружает. Особое место в нём отведено животным.
Детей дошкольного возраста знакомят с двумя большими видами представителей животного мира это домашние животные, которые живут рядом с человеком, и дикие животные, которые живут в дикой природе. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру живого, взрослые знакомят их с конкретными видами домашних и диких животных, их названиями, характерными особенностями. Так как ребенок постоянно находится в мире игры и хорошо умеет обращаться с животными, он, тем не менее, включает их в свои игры как партнеров, не всегда учитывая, что они живые. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.
Задачи, поставленные в данной работе, будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:
- принцип доступности и постепенности, соответствие возрастным особенностям детей, объём знаний должен быть невелик, а содержание понятным;
- принцип повторности, многократного повторения материала помогает успешному его запоминанию;
- принцип наглядности, наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся образов в сознании детей;
- принцип комплексности и интегративности - решение образовательных задач в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности;
Чтобы познакомить детей с разнообразием мира животных, я обратилась к дидактической игре. Где, как не в игре с яркими картинками и с увлекательным голосом воспитателя у ребёнка проснётся интерес к неизвестному и интересному?
Так как дидактических игр много, я в процессе работы с детьми младшей разновозрастной группы, их разделила по группам на основе классификации, предложенной Бондаренко А. К.
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, фигурки животных и т. д.). Предметные игры я использую с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести - «Чудесный мешочек», «Животные и их детёныши» и т. д. Предметные игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности (занятиях, беседах, так и в индивидуальной работе, усложняя содержание игры в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Настольно-печатные игры.
Это игры, типа «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Лото. Дикие животные», «Третий лишний», «У кого какой домик?» и др. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры я использую в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной работы.
Словесные игры.
Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире животных. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто живёт в лесу?», «Какие животные живут у тебя дома?», «Как называют детёнышей животных?» и др. Словесные игры я провожу с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире животных. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.
Игровые упражнения и игры-занятия
- «Найди маму», «Узнай, где живет» - развивают наблюдательность и умение различать предметы по качествам и свойствам. Так же развивают память ребенка.
Подвижные игры природоведческого характера
- «Кот и мыши», «Огуречик», «Зайцы и волк», «У медведя во бору» и др. - создают у детей положительный эмоциональный настрой, способствуют углублению интереса к природе, а также способствую физическому развитию детей.
В основу игр с младшими дошкольниками для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе мы вкладываем определенные ситуации. В ходе игр уже с младшими дошкольниками мы обсуждаем последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников.
Остановлюсь подробнее на некоторых играх, известных многим педагогам, и которые я применяю в работе с детьми младшей разновозрастной группы:
Игры на развитие чувственного восприятия: «На что похоже? (ассоциации по цвету, форме, размеру, «Узнай по описанию по контуру животное», «Части - целое». Начинаю использовать при этом схемы, модели, символические рисунки.
Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира: «Чем похожи и чем отличаются?», «Назови одним словом», «Рыбы, птицы, звери», «Кто медведя весной разбудил?», «Да- нет», «Летает- не летает», и другие, провожу с использованием опорных картинок, альбомов.
Игры на формирование основ экологического самосознания: «Что будет, если….», «Хорошо - плохо», «Один - хорошо, много- плохо», «Откуда пожар пришел?», «Если бы я стал зайчиком» (ребята рассуждают кого бы боялся зайчик, где бы жил и т. д., «Собери животным корм на зиму» (в этой игре дети должны не только быстро выполнить определенные действия, но и подумать, для какого животного какой корм надо собирать).
Осуществляя образовательную деятельность по теме опыта, мною при организации дидактических игр применялись традиционные методы – словесный, наглядный, практический, а приемы к ним как традиционные, так и новые развивающие.
К наглядному методу относятся следующие приемы:
- применение в дидактических играх картин, фотографий, иллюстраций в книгах, что даёт возможность познакомить с явлениями, недоступными для непосредственных наблюдений (лес, нора лисы, следы волка). Особенно этот прием необходим при знакомстве с дикими животными, с такими, как, например, медведь. Ведь дети не смогут пронаблюдать за медведем в лесу, а могут только на картинках рассмотреть его;
- применение в дидактических играх презентаций. Исходя из технических возможностей детского сада, использую при этом ноутбук. Данный прием использую в работе с маленькими подгруппами детей (3-4 человека). Дети с увлечением рассматривают таких животных, которых никогда не видели (верблюд, зебра).
К словесному методу относится всем известное использование в дидактических играх художественного слова (отрывки сказок, потешки, стихи, загадки, что позволяет детям поближе узнать черты характера героев, их отличительные особенности (лиса- хитрая, заяц- трусливый, ёжик- рассудительный и т. д.). Я считаю, что правильно поставленный в игре вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое значение для расширения, уточнения и систематизации представлений детей.
Одним из новых приемов словесного метода можно считать выявление и разрешение экологических противоречий- выяснить почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основная формулировка противоречий звучит не сложно – даже дети младшего дошкольного возраста быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет и плохого. На основе данного приема строятся дидактические игры «Хорошо- плохо», «Что будет если. ?». Например, рассматривая с малышами картинку «Ежи», мы пытались выяснить: колючие иголки у ежа, это хорошо или плохо. И пришли к выводу: для ежика хорошо, ему будет удобно носить на спинке яблоки и грибы, его не обидят лиса и медведь. А нам, ребятам, не очень хорошо – ежа не погладишь, не возьмешь в руки, уколешься. Или, разгадывая загадку «Летом - серенький, зимой – беленький?» я, не просто сообщала детям, что к зиме шубка зайчика становиться белой, а акцентировала внимание детей- для чего так происходит в природе, следовательно для кого это польза, для кого вред.
К практическому методу я отношу включение в ход дидактических игр игровых упражнений, заданий. Пальчиковая игра (гимнастика) на основе эмоционально положительного настроя с использованием стихотворной формы позволяет закреплять представления о внешнем виде, повадках, интересных особенностях домашних и диких животных. Игры-имитации, игровые подражательные движения- также имеют большое значение в закреплении внешних характеристик представителей животного мира. Включение в дидактическую игру нетрадиционной техники рисования используется для закрепления полученных знаний. Например, с помощью пальчиков и гуаши мы рисовали маленькие следы белочки и большие следы медведя.
Продолжение следует.