Ольга Сергеевна Кривунева
Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Руководя играми детей в старшей группе, я старалась учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. При отборе игр главное внимание я обращала на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Поэтому я старалась заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасал интерес к игре, вместе с ними придумывала более сложные правила.
При проведении дидактических игр на ознакомление с окружающим миром поставила для себя следующие задачи:
1. Расширение представлений об окружающей действительности;
2. Расширение и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах;
3. Закрепление знаний о труде взрослых;
4. Уточнение представлений о предметах и их признаках.
При ознакомлении детей старшей группы с окружающем миром использовала разнообразные дидактические игры. В играх с предметами использовала игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена, в играх с природным материалом - семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки. Эти игры позволили мне закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формировала мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Во время проведения прогулки, где дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами проводила игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняла, конкретизировала и обогащала представления о свойствах и качествах предметов, формировала умения обследования. В непосредственной игровой деятельности дети овладевали сенсорными эталонами.
Настольно-печатные игры, разнообразные по содержанию, обучающим задачам и оформлению, помогли мне уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, активизировать мыслительные процессы. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» закрепляла знания детей о временах года. В играх «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек» расширяла и систематизировала знания об обитателях животного мира, явлениях природы. В словесных играх : «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др. закрепляла знания о функциях и действиях тех или иных предметов, а в игровых упражнениях учила различать предметы по качествам и свойствам.
При знакомстве детей с родным краем, городом, его достопримечательностями мною было разработано несколько дидактических игр : «Мой город», «Мой край», «Мы живём на Севере», «Животный мир Севера».
Вариант дидактической игры «Прогулка по Мурманску».
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города.
Задачи:
1. Расширять представления детей о памятных местах города Мурманска.
2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.
3. Закреплять и расширять пространственные представления («слева», «справа», «перед», «за», «между», «рядом», «напротив», «посередине» и т. д.).
4. Развивать связную монологическую речь.
5. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Правила: Участникам игры раздаются карточки с изображением какого-либо памятного места. На столе у ведущего находится нарисованная карта Мурманска. Ведущий обращается к игрокам со словами «Сейчас мы отправимся в путешествие по Мурманску», и называет определённое место города. Ребёнок у которого находится данная карточка, поднимает её и рассказывает о достопримечательности: памятнике, архитектурном сооружении, площади, известной улице, изображенных на картинке. После этого игрок накрывает своей карточкой соответствующее место на карте города. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок выложил все картинки на карту города.
Вариант 2 «Угадай!». Воспитатель читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о чем идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданных животного, птицы или рыбы, помещает его на игровое поле.
Вариант 3 «Что перепутано?» Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.
Таким образом, мы можем отметить, что дидактическая игра имеет важную роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Благодаря дидактическим играм происходит накопления чувственного опыта, значительно расширяются представления детей об окружающем мире, активно развиваются все психические процессы, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В дидактической игре активно формируется познавательный интерес, а на базе познавательного интереса развиваются интеллектуальные способности, что имеет огромное значение для умственного воспитания детей.