МААМ-картинки

Педагогические условия работы учителя-дефектолога с обучающимися тяжёлой и глубокой умственной отсталости (интеллектуальными …)

Юлия Фролова
Педагогические условия работы учителя-дефектолога с обучающимися тяжёлой и глубокой умственной отсталости (интеллектуальными …)
▼ Скачать + Заказать документы

Профессия дефектолог – необыкновенная, подобна нескончаемому детству, а порой и волшебству. Ведь дефектолог в состоянии оказать помощь «особенным» детям. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Публикация «Педагогические условия работы учителя-дефектолога с обучающимися тяжёлой и глубокой умственной отсталости (интеллектуальными …)» размещена в разделах

Цель моей профессиональной деятельности создание условий для развития и адаптации особенного ребенка во всех сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития. Я работаю с детьми, имеющими тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). Исходя из собственного опыта, я постараюсь выделить основные, наиболее значительные трудности, связанные с обучением наших обучающихся :

• низкая познавательная активность, отсутствие мотивации к обучению;

• 94% детей не владеют вербальной речью;

• несформированность эмоционально-волевой сферы – частая смена настроения, вспышки агрессии и самоагрессии, полевое поведение;

• нарушения двигательной сферы (нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики);

• трудности восприятия окружающей действительности (несформированность сенсорных эталонов, низкая концентрация внимания).

Все эти трудности обусловлены, естественно, недоразвитием высших психических функций.

Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

• Своевременное выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка (углубленная диагностика).

• Динамическое изучение умственного развития и результатов коррекционного воздействия.

• Отслеживание соответствия выбранной программы.

• Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.

• Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития.

Включение в образовательный процесс детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.

Учителю-дефектологу необходимо провести углубленное дефектологическое исследование детей со сложными недостатками развития, уточнить характер и степень выраженности каждого из нарушений. Для этого в нашем учреждении учителем-дефектологом проводится первичная, промежуточная и итоговая диагностика обучающихся.

Первичная диагностика включает в себя:

- выявление запаса знаний и представлений, сложившихся к данному периоду;

- сформированности компонентов языковой коммуникативной и регулирующей функций речи;

- уровня познавательной и эмоционально-личностных сфер;

- определение «зоны ближайшего развития».

- определение выработки адекватного состоянию ребёнка подхода со стороны взрослых.

- установка чётких целей коррекционно-развивающей работы и составление плана работы на первое полугодие.

Промежуточная диагностика необходима для того чтобы:

- Устанавливать четкие задачи коррекционной работы с учащимися;

-Выделить сильные стороны ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе;

-Отслеживать динамику развития ученика и результативность коррекционно-развивающей работы дефектолога;

-Своевременно фиксировать проблемы учащихся при усвоении коррекционно-развивающей программы и корректировать ее.

-Зрительно увидеть динамику развития, пусть и незначительную.

-Составление индивидуального плана работы с детьми с учётом динамики развития ребёнка на второе полугодие.

Итоговая диагностика:

- Выявить результативность проведенной коррекционно-развивающей работы.

Анализ полученных данных уровня развития ВПФ а также запаса знаний и пространственно-временных представлений выявил следующее:

К концу учебного года низкий уровень сокращается. Число детей с высоким уровнем познавательной деятельности к концу года увеличился в среднем на 2%., что говорит о положительной динамике развития познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Эффективность помощи детям с умственной отсталостью зависит от :

• Своевременного выявления у ребенка интеллектуального нарушения.

• Определения образовательно-воспитательного маршрута.

• Определения степени, характера и структуры дефекта.

• Сопровождения ребенка в образовательной организации.

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.

Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей.

Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др., жеста (указ пальцем, покачивание головой и т. д., интонации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т. д. Большинству детей с тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР требуется разъясняющая и обучающая помощь.

Анализ результатов диагностики позволяет сформировать подгруппы детей для проведения коррекционной работы, объединив детей по ведущему нарушению, а также разработать индивидуальные планы, учитывая индивидуальные психофизические особенности обучающихся, что позволяет подобрать для каждого ученика эффективные методы и приемы педагогического воздействия и определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. Индивидуальная и подгрупповая работа предполагает обеспечение таких условий развития, которые позволяют в полной мере реализовать возможности каждого ребенка, привести в движение механизмы, лежащие в основе формирования центральных новообразований в психике обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Мною разработаны коррекционно-развивающие программы для детей с умеренной и тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости и ТМНР, составленные на основе СИПР и учетом рекомендаций ПМПК, результатов диагностического обследования познавательной деятельности обучающихся.

Программы коррекционной работы направлены на коррекцию и компенсацию дефектов развития детей с умственной отсталостью тяжелой, глубокой степени, ТМНР. Особое внимание уделяется развитию и коррекции психических функций: ощущений, восприятий, представлений, памяти, речи, мышления, а также на развитие произвольного внимания, эмоциональной сферы и регуляции социального поведения, сенсорной интеграции.

Не менее важным педагогическим условием коррекционной работы учителя-дефектолога с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения является организация рабочего пространства.

Как должно быть организовано место для проведения занятий с ребёнком? Это, конечно, должна быть доступная площадь комнаты, у нас есть кабинет учителя-дефектолога, оборудованный всем необходимым для коррекционно-развивающей работы с обучающимися. Мною составлены картотеки развивающих игр и упражнений для занятий с детьми, наглядный раздаточный и дидактический материал.

Я постоянно расширяю свой кругозор, нахожусь в постоянном поиске новых идей, технологий, чтобы внедрить их в процесс обучения и воспитания детей. Активно использую метод сенсорной интеграции, такой терапевтический метод является важной составляющей полноценного развития детей. Он предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику. Педагог с добрым взглядом, ласковой речью всегда вселяет ребенку уверенность в том, что у него всё получится. В своей работе я пытаюсь найти подход к каждому ребенку, стараюсь стать для них, в первую очередь, другом, а они в ответ делятся со мной добром и светом своей души. Стараюсь учитывать индивидуально-психологические особенности школьников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития.

Постоянно отслеживаю продвижение каждого ученика: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий обучающихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции

Мир меняется, развивается, и в помощь учителю-дефектологу в настоящее время приходят технические средства обучения, специализированные компьютерные программы, планшеты, интерактивные доски. И не чуть не меньше, остаются интересные книги, картинки, кубики, пособия сделанные своими руками для конкретной ситуации. Обязательное включение на каждом уроке такого вида работы, как работа со словом (словарная работа) – важность ее объясняется крайне бедным словарным запасом обучающихся, общими нарушениями их речи. Каждый урок должен быть направлен на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих: Коррекция и развитие внимания. Коррекция и развитие мышления, памяти, зрительного, слухового тактильного восприятия, мелкой моторики рук. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе занятий применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)

Коррекционные занятия провожу в индивидуальной и подгруппой форме, поэтому на каждом занятии решается проблема именно того ребёнка, с которым занимаюсь, предоставляется возможность поработать над теми слабыми сторонами, которые больше страдают. Любая информация должна быть переработана учеником, поэтому стараюсь задействовать несколько анализаторов при ознакомлении с новым материалом ("вижу", "слышу", "чувствую"). Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации. Для детей важен сам процесс творчества, от него они получает прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс. Игровые методы и приемы позволяют учителю-дефектологу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме.

Наш опыт работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными нормами поведения и несложными видами труда, способны усваивать грамоту, понимать обращенную к ним речь и выражать свои чувства, т. е. эти дети, несомненно, обучаемы.

Чтоб достичь желаемых результатов в работе с умственно отсталыми детьми необходимо «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В. А. Сухомлинский

И в заключение хочется отметить, что личность учителя — это, пожалуй, самый главный фактор успеха или неуспеха урока. Педагог-дефектолог должен уметь все, моментально реагировать на непредвиденные реакции учащихся, уметь предвидеть, быть артистом, находить нестандартные решения.

Спасибо за внимание! Можете посетить наш сайт школы и мою персональную страничку учителя дефектолога в социальной сети работников образования.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия работы учителя-дефектолога с обучающимися тяжёлой и глубокой умственной отсталости (интеллектуальными …)
Опубликовано: 10 октября 2022 в 11:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия работы учителя-дефектолога с обучающимися тяжёлой и глубокой умственной отсталости (интеллектуальными …)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Фролова (УИ 1518610) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД