Анастасия Бородина
Педагогические условия формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В статье названы и обоснованы основные педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Математические представления, дети дошкольного возраста, образовательные стандарты, педагогические условия.
Публикация «Педагогические условия формирования математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
Математические представления детей дошкольного возраста это представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, числе, их свойствах и отношениях. Математические представления проявляются в способности детей узнавать и обозначать в речи, в соответствующем поведении форму, величину, положение в пространстве, количественные, порядковые, временные (утром, вечером, раньше, позже и др.) и иные отношения способами, принятыми в социуме и, в дальнейшем, в математике.
Педагогическими условиями формирования математических представлений в соответствии с ФГОС ДО являются : выявление и реализация потенциальных возможностей такого формирования во всех режимных моментах; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; интеграция образовательных областей; обеспечение полноценного проживания детства. Для создания указанных условий нами было определено содержание работы воспитателя в каждый режимный момент таким образом, чтобы наряду с выполнением основной функции режимного момента, осуществлялось также развитие детей во всех образовательных областях в их интеграции, включая образовательную область «Познавательное развитие», в том числе формирование математических представлений. Оно обеспечивалось не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и были реализованы возможности всех режимных моментов, включая и непосредственную образовательную деятельность по другим образовательным областям. При этом мы сохраняли основное назначение и направленность каждого режимного момента, каждого занятия по другим образовательным областям.
Для закрепления знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размере предметов использовались дидактические игры, которые предлагались детям и в совместной, и в самостоятельной деятельности. Было изготовлено пособие «Мастерская цифр», способствующее развитию моторики рук, ориентировке на плоскости, знакомству с графическим образом геометрической фигуры и цифры, развитию воображения, мышления. Вместе с детьми изготовили «Математический лепбук». Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями.
Принцип интеграции образовательных областей был реализован через чтение сказок, выделение в них элементов для формирования математических представлений, через лепку, рисование, аппликации, оригами. Деятельность по формированию математических представлений при проведении утренней зарядки, на прогулке, во время подготовки к обеду, ко сну, и т. д. Одним из важных направлений деятельности по формированию математических представлений детей старшего дошкольного возраста стала работа с родителями.
Проведенная работа по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста подтвердила гипотезу исследования: при реализации принципов и педагогических подходов, заявленных в ФГОС ДО, формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста происходит более успешно.