Борисова Галина
Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Самым благоприятным периодом активного вхождения ребенка в социальный мир - период дошкольного детства. Это период формируются основополагающие компоненты личности: характер, самооценка, общительность, восприятие себя и других
Все эти компоненты наиболее полно развивается в различных видах деятельности, которая как у взрослого, так и у ребенка определяет в себе три компонента: субъект деятельности, объект деятельности и предмет деятельности.
Слайд 2
Остановимся на понятии субъекта и субъектной позиции в деятельности… (см. слайд)
Публикация «Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника» размещена в разделах
Таким образом, субъект – это носитель активности, а субъектная позиция - это отношение к данной активности, ее объекту и предмету.
Выделяют три составляющие субъектности у дошкольника: самостоятельность (способность к независимым действия, инициативность (внутреннее побуждение к деятельности) и ответственность (осознание причин совершаемых действий и их последствий).
То есть, когда мы говорим о формировании субъектной позиции у дошкольника, мы говорим, прежде всего о формировании данных качеств.
Слайд 3
Модель развития ребенка, как субъекта деятельности осуществляется неосознанно для самого ребенка, а все суждения и действия взрослого, хочет он того или нет, накладывают отпечаток на отношение ребенка (т. е. на субъектную позицию) к тому или иному вопросу, к той или иной деятельности.
Ребенок присваивает субъектную позицию за счет определенных психических процессов: в раннем возрасте – это восприятие, в дошкольном – память, к концу дошкольного возраста – мышление.
Таким образом, в раннем возрасте ребенок за счет восприятия ребенок знакомится с людьми, посредством эмоционального общения, с миром предметов – через предметную деятельность и учится проявлять самостоятельность в деятельности.
В возрасте от 3 до 5 лет он, вспоминая накопленный опыт, становится субъектов социальных отношений и игровой и общественной деятельности, проявляя инициативу.
А в 7 лет, посредством мышления, ребенок оценивает свои чувства, эмоции и переживания и определяет свое отношение к познанию, проявляет ответственность.
Таким образом, вопреки расхожему мнению, субъектная позиция ребенка начинает формироваться еще в раннем возрасте, а освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.
Слайд 4
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка на основе следующих позиций его участников:
субъект-объектная модель - взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;
объект-субъектная модель - взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;
субъект- субъектная модель - позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.
Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач.
Слайд 5
Какая модель преобладает в ДОУ?
В соответствии с ФГОС, акцент у
В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект- субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.
Слайд 6
Критерии овладения позицией субъекта
• Самостоятельно ставит цели, задачи
• Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели
• Самостоятельно планирует свою деятельность
• Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию