Приложение МААМ

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника

Борисова Галина
Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Самым благоприятным периодом активного вхождения ребенка в социальный мир - период дошкольного детства. Это период формируются основополагающие компоненты личности: характер, самооценка, общительность, восприятие себя и других

Все эти компоненты наиболее полно развивается в различных видах деятельности, которая как у взрослого, так и у ребенка определяет в себе три компонента: субъект деятельности, объект деятельности и предмет деятельности.

Слайд 2

Остановимся на понятии субъекта и субъектной позиции в деятельности… (см. слайд)

Публикация «Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника» размещена в разделах

Таким образом, субъект – это носитель активности, а субъектная позиция - это отношение к данной активности, ее объекту и предмету.

Выделяют три составляющие субъектности у дошкольника: самостоятельность (способность к независимым действия, инициативность (внутреннее побуждение к деятельности) и ответственность (осознание причин совершаемых действий и их последствий).

То есть, когда мы говорим о формировании субъектной позиции у дошкольника, мы говорим, прежде всего о формировании данных качеств.

Слайд 3

Модель развития ребенка, как субъекта деятельности осуществляется неосознанно для самого ребенка, а все суждения и действия взрослого, хочет он того или нет, накладывают отпечаток на отношение ребенка (т. е. на субъектную позицию) к тому или иному вопросу, к той или иной деятельности.

Ребенок присваивает субъектную позицию за счет определенных психических процессов: в раннем возрасте – это восприятие, в дошкольном – память, к концу дошкольного возраста – мышление.

Таким образом, в раннем возрасте ребенок за счет восприятия ребенок знакомится с людьми, посредством эмоционального общения, с миром предметов – через предметную деятельность и учится проявлять самостоятельность в деятельности.

В возрасте от 3 до 5 лет он, вспоминая накопленный опыт, становится субъектов социальных отношений и игровой и общественной деятельности, проявляя инициативу.

А в 7 лет, посредством мышления, ребенок оценивает свои чувства, эмоции и переживания и определяет свое отношение к познанию, проявляет ответственность.

Таким образом, вопреки расхожему мнению, субъектная позиция ребенка начинает формироваться еще в раннем возрасте, а освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Слайд 4

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка на основе следующих позиций его участников:

субъект-объектная модель - взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

объект-субъектная модель - взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект- субъектная модель - позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач.

Слайд 5

Какая модель преобладает в ДОУ?

В соответствии с ФГОС, акцент у

В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект- субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.

Слайд 6

Критерии овладения позицией субъекта

• Самостоятельно ставит цели, задачи

• Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели

• Самостоятельно планирует свою деятельность

• Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности Детские игры и игровая деятельность – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов.

Консультация для воспитателей «Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры» Игра является мощным фактором всестороннего развития дошкольника, его отношения со сверстниками. Смена позиций в игре, взаимоотношения.

Педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА. Аннотация:.

Педагогические условия реализации преемственности дошкольного и школьного образования Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения.

Психолого-педагогические основы формирования у детей 6–7 лет представлений о родном крае Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное.

Психолого-педагогические особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста Межличностные отношения в детской группе, начиная с дошкольного возраста, представляют собой достаточно сложное социально-психологическое.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Психолого-педагогические условия предупреждения тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью арт-терапии Дошкольное детство.

Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста [Психолого-педагогические условия успешной социализации аутичных детей раннего возраста ][] Дошкольное детство – большой и очень ответственный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника
Опубликовано: 23 ноября 2018 в 11:34
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Борисова Галина (УИ 185396) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД