Елена Кононова
Педагогические технологии в музыкальном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические технологии в музыкальном воспитании детей
В настоящий момент в педагогике происходит смена образовательно – воспитательной модели, что повлекло за собой появление целого ряда новых прогрессивных идей в теории и методике воспитания. Предлагаются иное содержание, иные отношения, иное поведение, иные подходы, иные способы. Одним из таких способов являются современные педагогические технологии. Существует несколько определений технологии. «Технологию можно представит, как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия педагога и обучающихся (воспитанников, гарантирующий достижение поставленной цели» (Махмутов М. И.) Технология от методики отличается тем, что в технологии представлен четкий процесс достижения цели (алгоритм действий, тогда как в методике шире представлены содержательная и вариативная сторона (используемые методы и приемы) Технология – это конкретный результат. Методика – предполагаемый результат. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным требованиям: концептуальности (опора на определенную научную концепцию, системности (логика процесса и взаимосвязь всех его частей, эффективности (эффективна по результатам и оптимальна по затратам, воспроизводимости (возможность повторения с другими субъектами или в ином учебном заведении). Любая современная технология – это синтез науки и практики, опыт прошлого (отечественный, зарубежный, народный) и новые веяния. Одна и та же технология осуществляется различными исполнителями или точно по инструкции или творчески и поэтому может быть опосредуема свойствами личности исполнителя, но не должна ими определяться. Результаты применения технологии будут различны, но близки к некоторому среднему показателю. Принципиально важным в педагогической технологии является позиция ребенка, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются авторитарные и личностно-ориентированные технологии. В личностно- ориентированных технологиях организация воспитательного процесса основана на уважении к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к равноправному участнику воспитательного процесса. Учитель – новатор Е. Н. Ильин выразил ее пятью глаголами: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Технология личностно – ориентированного воспитания и обучения является проникающей, так как присутствует в других системах, но поскольку там она не является определяющей, мы тогда говорим не о технологии, а о личностно – ориентированном подходе. По мнению доктора философских наук, профессора Юниной Е. А., о системе, как о технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения мы говорим тогда, когда речь идет о развитии личностных качеств, которые помогут адаптироваться в обществе, быть успешным в конкретных жизненных ситуациях (сад-школа-вуз, работа, семья, друзья) Технология дифференцированного обучения также является проникающей технологией, так как в других системах воспитания и обучения присутствует дифференцированный подход. Но когда в педагогической системе дифференциация является приоритетным качеством, мы говорим о системе, как о технологии дифференцированного обучения. Педагогическая технология всегда комплексная и зависит от постановки акцента на ту или иную сторону процесса и от этого получает свое название.
Публикация «Педагогические технологии в музыкальном воспитании детей» размещена в разделах
В настоящий момент разработано большое количество педагогических технологий. Так академиком Селевко Г. К., в «Энциклопедии образовательных технологий» описано более 500 технологий. Педагогам необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях и не тратить время на открытие уже известного.
Я хочу поделиться опытом работы по технологии, разработанной А. Г. Гогоберидзе и В. А Деркунской в рамках программы «Детство». Она называется «Педагогическая технология художественно-творческого развития старших дошкольников в хороводных играх». Хороводные игры – это коллективные игры. Хором, значит вместе и необязательно по кругу. Можно и кругами, и змейкой, и паровозиком, и ручейками (хоровод - вместе ходим). Хороводные игры – это прямой контакт, развитие коллективного мышления, коллективного взаимодействия, взаимной поддержки, «чувства локтя». Это игры, развивающие личностные качества без отрыва от общества (коллектива). В этих играх можно придумывать новые движения героям, новые ходы, различные концовки. Каждый ребенок может найти себе место, т. е. по желанию быть зрителем, исполнителем или сочинителем. Воспитатель выступает в роли партнера. Все идет не под его руководством, а вместе с ним. Почему возникла необходимость применения технологии? В ходе наблюдений за детьми в свободной игровой деятельности, я заметила, что они очень редко играют в хороводные игры. С целью выяснения причин провела диагностику в двух направлениях:
1- Изучение представления детей о фольклорных жанрах и конкретно о хороводных играх (в форме индивидуальных бесед)
2- Изучение особенностей исполнительских и игровых умений в хороводе (наблюдения за игрой или предложение поиграть, побуждая к действиям)
В ходе диагностики было выявлено, что дети недостаточно хорошо знают тексты и мелодии игр, передают в движении отдельные игровые действия, но не создают яркого игрового образа, не изменяют сами концовки игр, не обсуждают ход игры, поведение персонажей.
Интересно, что в тот момент я еще не знала о существовании технологии и руководствовалась желанием вернуть хороводные игры в практику детей, но мои действия, как потом оказалось, во многом совпали с алгоритмом технологии. В последствии я все привела в соответствие, за исключением некоторых непринципиальных моментов. Так я решила, что нужно работать со знакомым материалом, с тем, который хорошо знают воспитатели и дети. Как потом оказалось, разработчики технологии были того же мнения и указали на это в условиях реализации программы. Но у меня был ход, который может быть кого-либо заинтересует. Я предложила детям дома с мамой найти или сочинить загадку, которую мы утром загадаем ребятам. Ребенку нужно было ее знать наизусть, а мне принести текст на листочке. Кто-то приносил тексты так красиво оформленные, что я потом сделала папку для дальнейшего использования, кто –то просто записанные на листочке, не суть важно, текст мне нужен был для подсказок. Ребенок загадывал загадку, все ее отгадывали, а потом мы обыгрывали загадку, создавали образы, стараясь придумать что получится, больше по образцу подвижных игр, чтобы было интересно. Так мы играли какое –то время. Параллельно играли в знакомые хороводные игры с ярко выраженной подвижной частью. «Васька-кот», «Тетера», «Гори-гори ясно», «Разиня» и др. Причем старались придумать разные концовки. Использовали и знакомые попевки «Лиса по лесу ходила», «Две тетери», «Чики – чикалочки» и др. Это был первый этап работы – создание игрового образа. Я отклонилась от технологии, предлагаемой разработчиками, только во 2 пункте, используя загадки вместо театрализованных игр и этюдов.
2 этап – это работа над хороводами и работа над созданием игры нового содержания. Детям предлагаются хороводы более сложного содержания: «Земелюшка-чернозем», «Ой, вставала я ранешенько», «Я на камушке сижу», «Селезень утку догонял». Игра представляется, как рассказ, чтобы легче запоминался текст. Вместе придумываются движения, чтобы было интересно. Педагог предлагает какие-то новые танцевальные движения к уже знакомым. Обсуждаются правила игры. Продолжается работа над созданием образов. Разработчики на этом этапе предлагают также выполнять работу по обыгрыванию потешек. Но у меня не хватало на это времени, поэтому на 3 этап работы, где разработчики программы предлагают самостоятельное придумывание хороводных игр детьми на потешки с большими текстами, мы придумывали игры вместе (педагог – дети) и на небольшие по объему потешки. Тем не менее я считаю, что цель была достигнута, так как дети стали самостоятельно играть в хороводные игры, видоизменяя их, если что – то забывали. А также придумывали игры на небольшие тексты.
В заключении хочу привести слова К. Г. Паустовского «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей, чуткого влияния личности к моральному влиянию коллектива»
Литература:
1. Юнина Е. А. «Современные образовательные технологии», Пермь, 2004.
2. Селявко Г. К. «Современные образовательные технологии», Москва, Народное образование, 1998.
3. А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская «Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2013.