Евгения Савенкова
Роль семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время экологическое образование подрастающего поколения является одним из актуальных направлений в работе дошкольных образовательных учреждений [2]. Первичные элементы экологических знаний начинают формировать у детей уже в раннем возрасте с целью дальнейшего их закрепления через воспитание экологического самосознания и экологической культуры. Родительское влияние, наряду с влиянием педагогических работников вносит весомый вклад на этапе становления у детей дошкольного возраста элементарных представлений об окружающей действительности. Семья как начало, вырабатывающее в ребёнке базовые понятия природоохранного толка и выступающее в качестве образца действий применительно к объектам окружающего мира, занимает в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, что занимает самое значимое место [1, С. 213].
Публикация «Роль семьи в экологическом образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2018
Экологическое образование имеет безусловную ценность в становлении личности ребёнка [4]. Отношение к естественной среде обитания и населяющим её существам в пользу бережности или халатности определяет то, каким человеком он станет в дальнейшем – гуманным или антигуманным. Нередко примером природоохранного поведения или его отсутствия выступают для детей поступки родителей. Некоторые из них совершаются вполне осмысленно, другие – интуитивно, совершенно случайно, но ребёнок осваивает результаты и той, и другой деятельности, поскольку ребенок в дошкольном возрасте не способен определять, что вредоносно, а что доставит пользу природе. Таким образом, роль семьи является определяющей в экологическом образовании подрастающего поколения [7, С. 115].
По утверждению учителя начальных классов Д. Л. Григорян: «Экологическим воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно могут и должны в, первую очередь, заниматься родители» [2, С. 1]. Замечание педагога достаточно уместно в контексте экологической направленности нынешнего учебно-воспитательного процесса, осуществляющегося, вполне очевидно, не только под влиянием дошкольных образовательных учреждений. Семья рассматривается теоретиками и практиками педагогики как особая социоэкосистема, только в миниатюре, члены которой «при благоприятных условиях и посредством умелых действий реализуют свой потенциал и активно взаимодействуют с окружающей средой» [2, С. 1]. Под родительским воздействием у детей дошкольного возраста формируется такое отношение к окружающей действительности, которое соответствует природоохранным устремлениям, лежащим в основе экологического воспитания.
Родительское участие признано ключевым фактором в непосредственном овладении детьми дошкольного возраста опорными элементами экологического сознания [5]. Согласно мнению воспитателя первой квалификационной категории И. П. Поляковой: «Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, влияние семьи на развитие личности ребенка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью» [6, С. 2]. Исходя из утверждения воспитателя следует вывод: роль семьи в экологическом просвещении дошкольников в полной мере осмыслена в педагогической среде в настоящий момент, а, следовательно, усилия современных воспитателей направлены на благотворное для подрастающего поколения взаимодействие с родителями в русле экологизации.
Заслуживает внимания тот факт, что «на современном этапе экологическое образование детей является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, так как в него вложен новый смысл, который рассматривает его не как часть образования, а как целостный образовательный процесс с формированием новой системы ценностей [8, С. 3]. Семье в контексте этого процесса отводится одно из ведущих мест в силу того, что её вклад в развитие у подрастающего поколения ценностных мотивировок природоохранного характера достаточно весом. Именно родители помогают ребёнку понять связь и зависимость природных организмов друг с другом и окружающей средой, «увидеть определенные закономерности жизнедеятельности природного сообщества как единого дома для растений, животных и человека» [8, С. 4].
Ряд исследователей в области педагогической науки убеждены в следующем: «Главную цель экологического образования детей …в семье можно обозначить как повышение их экологической культуры, охрана и защита природы, а также формирование у подрастающего поколения новых ценностных ориентаций к окружающей среде и здоровью» [9, С. 193]. Семья, как среда становления личности, играет непосредственную роль в формировании у детей дошкольного возраста основ экологического мировоззрения. Следует отметить, что, каким бы значимым ни был вклад воспитателей в формирование элементов природоохранного характера, только совместное и поступательное воздействие на личность ребёнка семьи и дошкольной образовательной организации способно дать поистине впечатляющие результаты.
Диалог педагогов с родителями воспитанников осуществляется в различных формах с целью достижения гораздо более прочного контакта, в перспективе выступающего основой воспитания подрастающего поколения в экологическом русле. Таких форм взаимодействия существует несколько:
1. Традиционные:
1.1. коллективные;
1.2. индивидуальные;
1.3. наглядно-информационные.
2. Нетрадиционные [4, С. 89].
Используются они в контексте коммуникации между семьёй и дошкольной образовательной организацией с целью обогащения первых знаниями педагогического толка, которые оказываются незаменимыми в процессе экологического воспитания подрастающего поколения.
В число коллективных форм взаимодействия входят беседы, конференции и «круглые столы», задействующие в процессе овладения педагогическими знаниями как можно большее количество родителей, заинтересованных в надлежащем воспитании своих детей.
К формам индивидуального взаимодействия обычно относят педагогическую беседу, ориентированную на вовлечение родителей в комплекс методов, наиболее эффективных в организации природоохранного воспитания подрастающего поколения. Зачастую беседа используется в работе с семьёй ребёнка, будучи включё нной в следующий комплекс форм коммуникации:
1) при посещении семьи;
2) при индивидуальных беседах с родителями воспитанников;
3) в рамках консультации [3, С. 96].
Особую группу методов составляют методы наглядно-информационной направленности. Цель подобных форм взаимодействия состоит в ознакомлении родителей с условиями и содержанием воспитания детей в экологическом русле [4]. Фрагменты различных видов деятельности воспитанников по защите и благоустройству окружающей среды активно используются педагогами дошкольных учреждений для достижения данной цели.
Из всего спектра форм взаимодействия семьи с дошкольной образовательной организацией на сегодняшний день широко используется только одна – нетрадиционная. Подобная форма коммуникации сводится в организации программ телевизионного и развлекательного характера, всевозможных игр, которые призваны создать между участниками диалога неформальный контакт, гораздо более результативный в плане понимания обеими сторонами друг друга. Используя неформальные подходы, воспитатели детских садов стремятся привлечь родительское внимание к жизни ребёнка и его развитию в дошкольном образовательном учреждении, пытаются донести до взрослых, что их влияние на детей в природоохранном направлении должно превалировать над воздействием со стороны системы образования [5, С. 71].
Использование данных форм взаимодействия с родительским коллективом достаточно эффективно. Изучая учебно-воспитательную работу учреждений дошкольного образования, члены семьи узнают о том комплексе представления и навыки, которые уже приобретены их ребёнком, а также осознают, какой путь им необходимо избрать, чтобы воспитать у детей экологически оправданную поведенческую культуру, необходимо направлять свои силы на формирование её базовых элементов. Таким образом, в экологическом воспитании детей дошкольного возраста роль семьи как инстанции, развивающей ключевые природоохранные компетенции, весьма значима.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2008. – 326 с.
2. Григорян Д. Л., Симонян Г. С. Роль семьи и школы в формировании экологической культуры подрастающего поколения // Наука, образование и культура. – Иваново: Изд-во журнала «Наука, образование и культура» – №8 (23) – 2017. – 2 с.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е. С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
4. Жерневская Т. В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т. В. Жерневская, Л. А. Мальтнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – №3. – С. 87-94.
5. Зверева, О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
6. Полякова И. П. Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. – Ангарск, 2015. – 7 с.
7. Серебрякова О. В. Семья в системе формирования экологической культуры российской молодё жи: Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. – Новочеркасск: НИМИ им. А. К. Кортунова, 2014. – 131 с.
8. Экологическое образование в дошкольном учреждении : из опыта инновационной работы ДУ № 28 г. Новополоцка. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2012. – 49 с.
9. Экологическая педагогика : организация экологического воспитания и образования, формирование экологической культуры : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; редкол. : О. М. Дорошко (гл. ред.) [и др. ]. – Гродно: ГрГУ, 2011. – С. 190-207.