Ольга Кондратова
Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время образовательные учреждения переходят на личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития и реализации ее природных потенциалов. В центре внимания педагога – уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальному проявлению своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта.
Публикация «Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Личностно-ориентированные технологии характеризуются сотрудничеством участников педагогического процесса, демократизмом, равенством, партнерством в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Ситуация современного урока – встреча с уроком «свободным». Вчерашнее «вы должны запомнить» преобразовалось в сегодняшнее «мы с вами должны осмыслить».
Педагогика сотрудничества предполагает наличие у взрослого умения выслушать ребенка, дать ему возможность выразить свое мнение. При этом необходимо учить детей думать, размышлять, высказывать свои суждения, что формирует коммуникативные свойства личности, к которым относятся:
- действенное общение;
- риторические умения;
- умение вести диалог, ставить вопросы;
- умение слушать, слышать, вести спор;
- умение работать сообща для достижения общей цели.
Педагогу нельзя подчеркивать свое превосходство перед учениками. Он обязан искать вместе с ними ответы на возникшие вопросы. Лишь при таком обучении, воспринимаемом как общение, дети смогут почувствовать себя раскрепощенно, развивать и проявлять свое «Я».
Чем меньше дети, тем меньше места и времени должна занимать на занятии фронтальная работа, а вот групповая, в том числе парная форма работы, более целесообразна и предполагает отсутствие давлеющего вмешательства со стороны взрослого в психологию учения, комфортное нахождение ребенка в группе сверстников.
После длительного опыта применения на занятиях групповых способов обучения показывает, что у детей:
-появляются навыки общения и риторическая грамотность;
- улучшается успеваемость;
- возрастает самоуважение;
- укрепляется дружба.
Работая с применением групповых способов обучения, учитель должен, прежде всего, установить правила работы в группе и обучить им детей. При проведении инструктажа нужно представить детям готовые правила или предложить разработать их самостоятельно. Важно, чтобы правил было не более пяти.
Приведем примеры формулировок правил: говори спокойно и тихо; к своим товарищам относись с уважением; внимательно слушай партнера; старайся не перебивать товарища, выслушивай его до конца; не стесняйся обратиться за помощью к учителю.
Далее следует описать педагогические аспекты формирования коммуникативных черт личности ребенка на основе опыта проведения групповой работы.
Элементы групповой работы можно вводить уже в детском саду. Воспитатель должен постараться заинтересовать детей для работы в парах. Удовлетворение этого интереса способствует активизации познавательной деятельности и формированию таких качеств личности как взаимоконтроль и взаимопомощь. Прежде чем перейти к работе в паре, образец такой работы демонстрируется в паре сильного ребенка и воспитателя.
Когда дети научатся работать в паре, следует приучать их работать в группе, состоящей из четырех – шести человек. В каждой группе выбирается ведущий, а воспитатель помогает распределять работу между ее членами.
Опыт показывает, что на первых порах овладения приемами групповой работы дети не очень внимательны к ответам друг друга. Воспитатель должен постараться объяснить детям, что будет оцениваться работа всей группы, а не каждого ребенка в отдельности, тогда дети начинают вслушиваться в ответы детей, помогают друг другу при неполном ответе.
Совместная работа детей ни в коем случае не заменяет традиционные формы организации учебной деятельности, а вполне удачно дополняет их. В рамках совместной деятельности создаются благоприятные условия для развития коммуникативных свойств личности через формирование способности осуществлять свободный выбор, контролировать результаты своего учебно труда.
Таким образом, мы показали, что групповые формы работы вызывают интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности ребенка, способствуют умению общаться, т. е. являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.