Татьяна Бессарабова
«25 игр для развития коммуникативных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает в первую очередь развитие личности ребёнка; поэтому образовательная область социально-коммуникативное развитие занимает ведущее первое место.
Социально-коммуникативное развитие, согласно ФГОС направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Публикация «„25 игр для развития коммуникативных способностей детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одним условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является игра. Я предлагаю комплекс игр и упражнений названный мною по количеству развивающих игр «25 игр на развитие коммуникативных способностей детей». Авторами игр и упражнений являются Т. А. Данилина, Л. В. Чернецкая, Я. Л Коломинский, С. И. Семенака В. М. Минаева, H.JI. Кряжева, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, К. Фопель.
Данный комплекс игр и упражнений по формированию социальных компетенций у дошкольников апробирован в МДОУ детский сад №5 «Колосок». Игры проводились в утреннее время, использовались как физкульт минутки на занятиях, на прогулках, во второй половине дня, на праздниках и развлечениях. Ценность данного комплекса в том, что большинство предлагаемых развивающих игр непродолжительны по времени, легки для запоминания, доступны и интересны детям. Комплекс игр «25 игр» многофункционален, он не только развивает коммуникативные способности детей, но и служит отличным материалом для формирования произвольного поведения, развития внимания, воображения, речи и эмоциональной сферы детей.
.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.«ЗЕМЛЯ, ЛУНА, ВОЗДУХ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Когда я буду говорить «Земля», вы должны присесть, «Луна» - встать, руки вверх; «воздух» - встать, руки в стороны
2. «ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
A.Взрослый (или ребенок) показывает различные движения, дети повторяют.
B. Педагог показывает детям карточки с изображением (реальным или схематическим) различных движений, дети повторяют.
3. «НАЙДИ ДРУГА»
Цель: развитие сплоченности группы.
Ход игры:
Одному ребенку завязывают глаза, остальные с закрытыми глазами сидят на ковре. Ведущий подводит водящего к участникам, он должен на ощупь угадать, кто перед ним.
4. «ДОЖДИК»
Цель: сплочение группы.
Ход игры:
Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Темп меняется несколько раз.
5. «ТЕНЬ»
Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности.
Ход игры:
А. Ведущий ходит по помещению и делает разный движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстра и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.
6. «СДЕЛАЙ ВСЁ НАОБОРОТ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Дети идут по кругу, педагог говорит «Быстро» (надо идти медленно, «Высоко»! (надо идти приседая, «Тяжело!» надо идти легко, «Руки вперёд» (руки назад, «Руки вверх»(руки вниз) и т. д.
7. «ДОРОГА»
Цель: создание и поддержание работоспособности, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Взялись за руль, завели моторы: «p-р-р». Наша машина едет по гладкой дороге, но вот стал попадаться песок (трут ладошку о ладошку). На дороге появились камешки (хлопки по коленям). Теперь машину стало сильно трясти (топают ногами). Снова пошла гладкая дорога и т. д. несколько раз.
8. «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Ход игры:
Один ребенок — «голова» (надевает шапочку, другой «хвост». Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний —«хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно! Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях,
9. «ШУМ РАСТЕТ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры:
Педагог. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и, наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж! Давайте все вместе покажем, как рос Шумок!
.
10. «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЕ»
Цель: создание и поддержание работоспособности. (Желательно распределить роли,затем поменяться ролями)
Ход игры:
Педагог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело - скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки - непоседы снуют туда-сюда.
11. «СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»
Цель: развитие доверия друг другу.
Ход игры
Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.
12 «БИП»
Цель: развитие слухового внимания, сплочение группы.
Ход игры
Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза. Один ребенок говорит «Бип», водящий старается узнать его по голосу
13. «ИГОЛКА И НИТКА»
Цель: создание и поддержание работоспособности
Ход игры
Под веселую музыку педагог играет роль иголки, остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей, выстроившаяся друг за другом) — за ней.
14. «СТОП, ХЛОП, РАЗ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы. Ход игры
Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» — подпрыгивают, а на сигнал «Раз» — поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Игра повторяется три раза,
15. «МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ»
Цель: развитие взаимодействия детей в группе.
Ход игры
Играющие на ограниченном пространстве хаотично движутся. По сигналу они должны как можно быстрее разбиться на группы с таким количеством, какое сказал ведущий. Затем дети опять расцепляются и продолжают ходить хаотично до следующего сигнала.
16. «ДОТРОНЬСЯ ДО.»
Цель: развитие сплоченности группы.
Ход игры
Педагог говорит: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета.
Замечание: педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника Можно усложнить задачу, поставив условие, что нельзя дотрагиваться до того, кто дотронулся до тебя.
17. «ШТОРМ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы.
Ход игры
Когда педагог говорит «Солнечная, ясная погода», — все дети двигаются под музыку. Когда он говорит «Шторм», — дети должны встать в плотный круг.
18. «ВЕТЕР, ДОЖДЬ И ГРОМ»
Цель: развитие внимания, сплочение группы
-Ход игры:
Педагог. Сейчас каждый должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. Теперь я буду мягко хлопать по коленям — это дождь. За-тем я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром.
Затем педагог несколько раз в различной последовательности говорит «ветер», «дождь», «гром», а дети выполняют соответствующее движение.
Затем дети меняются ролями.
19. «КТО Я?»
Целы развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог вызывает по одному ребенку, говорит ему тихо, какое животное ему изобразить (или ребенок придумывает сам) : медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие — у животного определенное настроение: веселое, грустное и др.
20. «ЗАЙЧИКИ»
Цель; развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог. А тут живут зайчики! Один из них всех, боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц. Встаньте и смело скажите: «Я никого не боюсь!»
Каждый ребенок встает на стул и говорит эти слова.
21. «ЗАЙКИ НА ЛУЖАЙКЕ»
Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры:
Педагог. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать таких зайчиков, про которых говорится в стихотворении. Дети встают, изображают зайцев.
На цветной, лесной лужайке
Повстречались наши зайки.
Первый зайчик был веселый —
Он пойдет сегодня в школу (дети показывают,
А второй — тот загрустил:
Папа в школу не пустил (дети показывают). .
Третий зайчик удивился
И за голову схватился (дети показывают).
А четвертый — испугался:
Он ведь тоже в класс собрался (дети показывают!
Ну а пятый был спокоен (дети показывают,
Успокоил, как всегда:
«Вы немножко подрастете,
В школу все тогда пойдете!»
Все обрадовались зайки,
Скачут, пляшут на лужайке,
Подрасти хотят скорей,
Чтобы в школу побыстрей! (Прыгают, хлопают, радуются.)
22. «ПЕРЕДАЙ ПО КРУГУ»
Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции.
Ход игры
Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.
23. «СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»
Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов.
Ход игры
Дети выбирают водящего — он страшный дракон. Ребенок встает на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробышка, начинает чирикать, «летать» по комнате
24. «УГАДАЙ, КОГО НЕ СТАЛО»
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Ход игры
Все закрывают глаза, педагог выводит одного ребенка из комнаты.
Дети должны догадаться, кто вышел, и описать его, назвать ласковым именем.
25. «ЭХО»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных способностей.
Ход игры:
Педагог. Я называю ваши имена, а вы, как эхо, повторяете их.
Желаю успеха!