вероника овчинникова
Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Овчинникова В. П.
МБДОУ № 10 «Умка» г. Шадринск
Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы связанна с тем, что за последние десятилетие показатели здоровья у дошкольников неблагоприятные. Одной из наиболее важных задач современного дошкольного образования является формирование у детей здорового образа жизни. Воспитать культуру здоровья, а также ответственное отношение детей к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. При решении таких оздоровительных задач необходима организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с участием родителей, воспитателей и медицинских работников.
Публикация «Педагогическая технология воспитания культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В настоящее время в литературе ведется поиск новых методов воспитания и обучения детей, вследствии этого в ДОУ воспитательно-образовательный процесс должен быть технологичным. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, М. В. Кларина, Б. Т. Лихачева, П. К. Селевко, Н. Ф. Талызоной и др.
По мнению И. И. Брехман здоровье – это способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [5].
Анализ многих определений позволило нам понять, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.
Педагогическая технология имеет преимущества перед методиками обучения и воспитания детей – она имеет четкую цель; позволяет разработать объективные методы воспитания и обучения; также позволяет свести к минимуму те ситуации, когда педагог нуждается в педагогическом экспромте в поиске вариантов. Основная функция педагогической технологии состоит в повышении качества образовательного процесса, в возможности поиска наилучших решений задач относительно развития личности детей. Педагогическая технология реализуется педагогом, поэтому он должен обладать знаниями, умениями и навыками в этой сфере.
Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходства, но отличаются по различным параметрам.
Исследователь В. П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.
По мнению Г. К. Селевко педагогическая технология – это модель учебной и педагогической деятельности, организации и проведению образовательного процесса с обеспечением комфортных условий как для детей так и для педагогов [1].
К любой основной программе в ДОУ может быть разработано несколько технологий по разным направлениям, но обязательно реализующих ведущие идеи программы. Наличие такой педагогической технологии оказывает положительное влияние на повышение качество дошкольного образования.
Чтобы разработать педагогическую технологию по воспитанию культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста нужно разобраться, что же понимают под культурой здоровья [5].
Анализ работ В. А. Деркунской, Л. Г. Касьяновой, О. А. Князевой, С. А. Козловой, И. М. Новиковой и др. свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка зарождается устойчивый интерес к своему здоровью, заботливая позиция по отношению к своему организму, жизни и здоровью как ценности.
Под «культурой здоровья» детей В. А. Деркунская понимает общность ценностного отношения дошкольника к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и социума в целом; личностно и социально важных способов, умений и навыков деятельности, сконцентрированных на получение физического, психического и социального положительного состояния. Итогом культуры здоровья ребенка будет элементарная здоровьесберегающая грамотность [3].
На наш взгляд педагогическая технология воспитания культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста должна включать в себя следующие мероприятия:
1. Организация системы занятий по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
2. Организация бесед, опытов, наблюдений, экскурсий, игр, проблемных ситуаций с целью формирования и закрепления знаний о культуре здоровья.
3. Организация работы с педагогами и родителями воспитанников.
4. Экспериментальная проверка результатов внедрения педагогической технологии по воспитанию культуры здоровья у дошкольников.
Таким образом, технология воспитания культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста имеет несколько признаков: ориентированность на самостоятельное или совместное со взрослым открытие нового практического опыта, добытого экспериментальным, поисковым путем, возможность его анализировать и преобразовывать, а также спонтанное, повседневное освоение разного опыта общения и коллективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Только при таком подходе педагогическая технология будет эффективна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] : учебник / В. П. Беспалько. – М. : Изд-во Педагогика, 1989. – 192с.
2. Метяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст] : учеб. -метод. пособие / А. М. Метяева. – М. : Изд-во Академия, 2008. – 187с.
3. Родничок здоровья : технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения [Текст] : учебно-методическое пособие / под науч. ред. В. А. Деркунской. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 195 с.
4. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии [Текст] : учебник / Т. П. Сальникова. – М. : Изд-во Сфера, 2010. – 125с.
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учебник / Г. К. Селевко. – М. : Изд-во Народное образование, 1998. – 256 с.