Светлана Абросова
Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (опыт работы)
Автор работы :
Абросова Светлана Дмитриевна
Инструктор по физической культуре
МДОАУ ЦРР-д\с №14
Оглавление
Введение…2
Основная часть…5
Заключение…. 9
Список литературы…. 10
Приложение…11
Введение.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (опыт работы)» размещена в разделах
На протяжении нескольких десятилетий педагоги дошкольного образования пытаются найти ответы на вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Существует мнение, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в 5-7 лет. Конкретизируя общие статистические, данные я хочу обратить внимание на здоровье воспитанников нашего дошкольного учреждения. Из 242 детей 69% уже при поступлении в детский сад имели отклонения в состоянии здоровья, на сегодняшний день 50% воспитанников отнесены к группе часто болеющие дети, 5%- входят в третью группу здоровья, 65% - во вторую, абсолютно здоровых детей в образовательном учреждении 20%. (Приложение 1).
Причин неблагополучия в здоровье очень много, но основная - в неправильном образе жизни. Установка на здоровый образ жизни и не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, и, по словам И. И. Брехмана, состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста». Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др., с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, и привычками здорового образа жизни.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Поэтому, реализуя идею здоровьесберегающего обучения, я определила цель своей педагогической деятельности: создание оптимальных условий формирования культуры здорового образа жизни воспитанников через интеграцию воспитательно-образовательного процесса и организацию работы с родителями.
Для решения поставленной цели выделила следующие задачи:
1. Организовать работу семейного клуба по приобщению воспитанников и их родителей к занятиям физической культурой и спортом.
2. Совершенствовать взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами и воспитателями дошкольного учреждения по укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
3. Создать оптимальные условия для всестороннего развития двигательных способностей, физических качеств посредством организации работы кружка спортивного танца «Ритм».
4. Формировать у дошкольников первоначальные представления о некоторых видах спорта, работе спортивных секций города.
Валеология как наука возникла в 80-е годы, ее основателем называют русского ученого, профессора, члена Академии технологических наук России Израиля Брехмана, который в 1982 году научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей.
Анализ существующих в настоящее время в дошкольном образовании валеологических программ, методических пособий и рекомендаций свидетельствует о неоднородности взглядов авторов на решение проблемы формирования основ здорового образа жизни ребенка- дошкольника.
Программа Веры Григорьевны Алямовской «Как воспитать здорового ребенка» рекомендует осуществлять эту работу по следующим направлениям: привитие стойких культурно-гигиенических навыков; развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи; формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. Она предлагает специалистам дошкольных учреждений рекомендации по проведению мероприятий по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.
Марина Юрьевна Картушина автор программы «Зеленый огонек здоровья». Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья : «Интегрированные занятия хорошо вписываются в учебную и оздоровительную работу любой современной программы по воспитанию дошкольников, так как они построены в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлены на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни».(М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья»,Санкт –Петербург «Детство-Пресс»,2009г,с. 6)
Современные подходы к формированию потребности в здоровом образе жизни у дошкольников предлагают Н. Дик и Е. В. Жердева в своем методическом пособии «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья дошкольников». В работе дано описание нетрадиционных физкультурно – оздоровительных мероприятий со схемами – рисунками к каждому занятию по программе Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».
В программу Валентины Николаевны Зимониной «Росинка» включен раздел «Расту здоровым». Автор ставит перед педагогами задачу не только обеспечить необходимый уровень знаний детей по теме, но и воспитать у младших дошкольников желание быть здоровым, а у старших-сформировать потребность в здоровом образе жизни : «Актуальность программы обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка» (В. Н. Зимонина. «Воспитание ребенка –дошкольника. Расту здоровым», Москва «Владос»,2004г. с 7)
М. Д. Маханева в своей работе «С физкультурой дружить - здоровым быть!» утверждает следующее «…в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых семья и условия ее проживания; во–вторых, образовательное учреждение, т. е. «вторая семья»,где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» (М. Д. Маханева «С физкультурой дружить-здоровым быть!» ТЦ «Сфера»,2009г,с. 4)
Основная часть.
Одним из наиболее эффективных направлений в реализации задач по формированию здорового образа жизни является физическое развитие. Поэтому я, как инструктор по физической культуре, определила основные направления своей педагогической деятельности в данном направлении: организация работы с семьями воспитанников; взаимодействие со специалистами детского сада; организация дополнительного образования.
Свою практическую деятельность начала с проведения валеологического мониторинга, который включал в себя анкетирование родителей, опрос детей, анализ состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные позволили мне выявить следующие проблемы:
-низкий уровень культуры взрослых, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни;
-стремление семьи к ранней интеллектуализации не способствует формированию устойчивой потребности в здоровом образе жизни;
-недостаточный уровень взаимодействие специалистов и воспитателей дошкольного учреждения в становлении ценностей здорового образа жизни.
Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример, они подают своим поведением. Результаты мониторинга родителей воспитанников старшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что не все они могут дать ребенку положительный пример, сформировать у него установку на здоровье : всего 15% родителей занимаются спортом; 12% - проводят закаливание детей дома; соблюдают режим питания в семье - 46%; режим дневного сна выполняют только 19% родителей. (Приложения 2) Целью моей работы с семьей является мотивация родителей к совместной деятельности по укреплению здоровья и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.
Для стимулирования интереса детей к занятиям спортом, ежегодно провожу серию мероприятий по знакомству со спортивными секциями, работающими в нашем городе, встречи со спортсменами. Эту работу начинаю с организации цикла экскурсий детей старшего дошкольного возраста во Дворец спорта, спортивную школу. (Приложение 3) Итоговым мероприятием традиционно является спортивная дискотека «Да здравствует спорт!». Здесь всегда присутствуют спортсмены города с командами: тренеры детско-юношеской школы с юными гимнастами, команда киокушинкай, гандболисты и другие. Включаю родителей-спортсменов к участию в данном мероприятии, родителей – музыкантов к исполнению песен на тему физкультуры и спорта, традиционно заканчиваю спортивную дискотеку совместным Flashmob. (Приложение 4).
Как инструктор по физической культуре для достижения положительного результата в своей работе я сочетаю разные формы работы с семьёй. Совместные физкультурно-оздоровительные досуги, развлечения, праздники для родителей и детей – способствуют формированию двигательных навыков воспитанников, помогают создать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, овладеть приемами и нормами здорового образа жизни. А пример отношения родителей к занятиям физической культурой – это один из наиболее результативных способов приобщения ребенка к здоровому образу жизни. Детско –родительские мероприятия провожу ежеквартально. Многие из них стали традиционными: Спортивная осень, Семья года, Загадки бабушки Зимы, Папа-мама, я - спортивная семья, Я и папа-это сила, Спортивная мама. (Приложение 5)
Такая работа дает мне возможность узнать о проблемах в общении родитель-ребенок и найти совместные пути их решения через использование игровых и двигательных методик. На подобных мероприятиях обязательным стал показ практических упражнений, которые можно легко проводить с ребенком дома: комплексов дыхательной и артикуляционной гимнастики, самомассажа при помощи несложных предметов, упражнений для профилактики плоскостопия.
С целью изучения семьи и приобщения родителей к укреплению здоровья приглашаю их к участию в конкурсах, выставках. Например, в 2015 году в дошкольном учреждении в рамках тематической недели спорта и здоровья, в детском саду прошел конкурс на лучший спортивный уголок дома. (Приложение 6). В конкурсе приняли участие не все семьи, я сделала вывод, что не каждая семья может установить дома спортивный уголок, поэтому провела цикл мастер-классов для родителей по изготовлению оборудования для занятий физической культурой в домашних условиях (Приложение 7).
Для определения спортивных увлечений родителей вместе с воспитанниками оформляем газету «Спортивная жизнь моей семьи». Работа по созданию газеты является хорошим стимулом для расширения знаний детей о видах спорта, о значении спорта в укреплении здоровья, а совместная деятельность сплачивает родителей, детей и педагогов.
В 2014-2015 году в детском саду впервые прошел конкурс рисунков по теме «Спортивный герб моей семьи», дети показывали свои рисунки родителям, и после совместного обсуждения вносили в работу дополнения и изменения. (Приложение 8)
Я постоянно совершенствую формы работы с семьей, широко используя нетрадиционные подходы к организации взаимодействия с родителями. В целях просветительской деятельности, привлечения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом в 2015году организовала благотворительную акцию «Мы выбираем здоровый образ жизни»». В акции приняли участие учащиеся образовательных учреждений города, дети всех возрастных групп, жители ближайших домов поселка Светлого. Акция носила благотворительный характер, часть средств от покупки гелевых шаров была потрачена на приобретение витаминных сборов для воспитанников дошкольного учреждения. (Приложение 9)
Важное значение в пропаганде здорового образа жизни придаю наглядным средствам. Особой формой наглядной пропаганды здоровьесбережения детей является газета «Неболейка», которую я вместе с коллегами выпускаю третий год. Чтобы газета привлекала внимание родителей, была востребована и читаема, подбираем интересный и важный материал, обязательно включаем фоторепортаж о событиях, происходящих в дошкольном учреждении, освещаем положительный семейный опыт по воспитанию здорового образа жизни. (Приложение 10)
Родители воспитанников участвуют в мероприятиях не только внутри детского сада, но и в городских соревнованиях: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Это наш ребенок», городских семейных стартах на воде и других. (Приложение11)
Для достижения положительных результатов в формировании здорового образа жизни необходимо взаимодействие всех служб дошкольного учреждения, поэтому я активно взаимодействую с коллегами: музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями.
Интеграция усилий всех педагогов по воспитанию привычки к здоровому образу жизни помогает мне достигать определенных успехов в педагогической деятельности. В практике работы сложилась система проведения совместных интегрированных мероприятий, которые планируем как итоговые по окончанию изучения воспитанниками определенной темы. Совместно с коллегами мы разработали методическое пособие «Три планеты здоровья» для педагогов дошкольных учреждений. (Приложение 12).В пособии представлены сценарии совместных интегрированных занятий, праздников, развлечений. Данное пособие было отмечено дипломом первой степени в муниципальном этапе конкурса «Спорт-альтернатива пагубным привычкам» (2016г, разработали и реализовали проекты «Здоровая семья - здоровый ребенок»( 2017г, «Мы - за здоровый образ жизни»(2017г).
В настоящее время в работу дошкольных учреждений активно вводятся дополнительные образовательные услуги. Изучив педагогический опыт организации кружковой работы по физическому развитию, организовала работу кружка спортивного танца «Ритм». Разработала программу занятий кружка, цель которой – создание условий, способствующих развитию физических качеств, природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству спортивного танца. С танцевальными номерами мы выступаем перед родителями дошкольного учреждения, воспитанниками других дошкольных учреждений города, учащимися общеобразовательных учреждений города, на городском фестивале детского творчества «Звездная дорожка» с (Приложение 13)
Заключение:
Результаты проделанной работы подтверждают эффективность использования разработанной системы :
- данные диагностики показывают положительную динамику физического развития воспитанников;
- увеличилось количество детей, занимающихся в спортивных секция города;
- выросла активность родителей к участию в спортивных мероприятиях
- по рейтингу физкультура – любимое занятие у 78% детей.
-команда дошкольного учреждения ежегодно занимает призовые места в городских спортивных мероприятиях «Веселые старты» : 2014г-2 место, 2015г-1 место. (Приложение 14)
Результаты работы убеждают в правильности и эффективности методов формирования у дошкольников установки на здоровый образ жизни. Однако наш творческий поиск продолжается и сегодня. В следующем учебном году мы планируем привлечь специалистов спортивной школы для проведения занятий с воспитанниками на базе дошкольного учреждения, в зимний период времени проводить обучение детей ходьбе на лыжах, создать спортивный клуб выходного дня, для проведения спортивных мероприятий в зимнее время года.
Список литературы:
1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка. / В. Г. Алямовская-
Линка- Пресс, 1993-87с.
2. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка –дошкольника. / В. Н. Зимонина. -М. : «Владос», 2004г. – 267с.
3. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю. Ф. Змановский. - М. : Медицина, 2009. – 211с.
4. Карепова, Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!» /Т. Г. Карепова, Т. Ю. Жуковин // Психолог в детском саду, 2006. -№3. - С. 52-80.
5. Картушина, М. Ю. Зеленый огонек здоровья, / М. Ю. Картушина. - Санкт -Петербург, Детство-Пресс,2009г, 223 с.