Ольга Морозова
Педагогическая технология «Сапере»
▼ Скачать +Заказ
Любой ребенок, независимо от своего социального и этнического происхождения, способен приучиться к здоровому образу жизни и правильному выбору пищи. Запах и текстура еды, осознание ее достоинств – лучшая прививка против вредных привычек. Поскольку каждый имеет свои предпочтения в этой области, глубокое знакомство с едой помогает лучше понять и принять свое тело, свои естественные потребности. Занятия и уроки становятся интегрированными: дети учатся описывать вид пищи и собственные ощущения словами, они знакомятся со странами происхождения и способами производства продуктов питания, узнают о зависимости различной пищи от климата, рельефа местности, исторических обстоятельств и способов ее приготовления, знакомых людям определенной эпохи, учатся считать количество ингредиентов, калорий, вес исходных и готового продуктов, осознавать физические и химические процессы, сопровождающие приготовление пищи, отбрасывать предрассудки и считаться с чужим мнением. Таким образом на занятиях пересекаются история, география, математика, физика, химия, этика, эстетика, развитие речи. Без опыта нет представления, без слов нельзя отобразить переживания. Поскольку современные классы обычно мультикультурны, всегда есть возможность привнести в обучение что-то свое, представить его другим, и родители охотно помогают демонстрировать различные кулинарные традиции мира. Дети описывают свои ощущения от запахов и вкусов, а потом узнают, какие продукты они пробовали, а также прослеживают, как меняется вкус и запах после переработки продуктов разными способами. Профилактика избыточного веса состоит, в частности, в том, что детей учат относиться к еде как к источнику получения информации для всех органов чувств, есть медленно, а не набрасываться на еду, даже не испытывая чувства голода, и съедая бездумно ее огромное количество.
Публикация «Педагогическая технология „Сапере“» размещена в разделах
Методика «Сапере» (от лат. – знать) родилась во Франции. Ее основоположник Жак Пюизе родился в Пуатье в 1927 году. Будучи по образованию химиком, в 1964 году он начал проводить курсы по воспитанию вкуса и создал Французский институт вкуса, призванный способствовать мультидисциплинарному исследованию чувствительности к еде. Чтобы привить детям вкус к пище, он создал метод пробуждения органов чувств. Сейчас эта методика охватила (в экспериментальном порядке) многие страны Европы и Японию. Ее цели таковы:
– создавать положительное и природоориентированное отношение к еде;
– поддерживать и стимулировать детей знакомиться с разными видами пищи при помощи разных органов чувств;
– стараться выражать и помогать детям высказывать свои впечатления от еды и принимать во внимание то, что говорят другие;
– знакомить детей с происхождением разных видов пищи (где произрастают фрукты и овощи, как выращивают домашних животных, как обрабатывают продукты питания);
– поощрять культуру питания;
– подкреплять самосознание.
Методика применяется в дошкольном и начальном обучении, способствует воспитанию гигиенических навыков, правильных установок по питанию, более глубокому знакомству с национальной кухней и кулинарией других стран, основанному на привитии терпимости к чувствам других и толерантности. Детям также рассказывают о разных способах приготовления и подачи блюд, о хранении и составе продуктов, о приготовлении блюд к определенным праздникам как в данной местности, так и вообще в мире.
В результате таких занятий ребенок уже не просто говорит: «Нравится – не нравится», а разбирается в своем выборе сознательно и аргументированно. На своем собственном опыте он научился пробовать, трогать, нюхать, осматривать и «слушать» продукты, участвовать в приготовлении пищи, прослеживать изменение ее состояния. Его открытия в области продуктов питания становятся все более богатыми и полезными. Он понимает разницу между горячей и холодной пищей и механизмы ее воздействия на органы чувств, знает, как комбинируются запахи и вкусы, что их усиливает или уменьшает. Для каждой страны разрабатывается своя модификация метода «Сапере», основанная на местных привычках питания. В итоге ребенок начинает есть более разнообразную пищу, спектр его интересов расширяется.
Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения.
Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры.