Алёна Богачёва
Инновационная педагогическая технология «Ситуация месяца»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы должны обучать детей жить в мире,
которого сами не знаем…
Актуальность.
Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно.
Публикация «Инновационная педагогическая технология „Ситуация месяца“» размещена в разделах
Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.
Технология «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.
Задачи педагогической технологии
«Ситуация месяца» :
воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
формировать умение проявлять инициативу;
формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
«Ситуации месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам. Для решения образовательных задач по ситуациям месяца педагоги организуют экскурсии, целевые прогулки, т. е. дети станут чаще и с пользой выходить за пределы детского сада.
При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад.
Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является технология «Проблемная педагогическая ситуация» («ППС»).
Ее целью является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Время проведения от 15 минут в младших группах до 30 минут в старших.
Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети могут показать чему научились, пообщаться с детьми разного возраста.
Примерное планирование по месяцам.
Сентябрь «Мой дом детский сад» (1 сентября – 29 сентября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
Октябрь «Я житель г. Шарыпово» (1 октября – 29 октября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми, экскурсии. Занятия и досуг по теме ситуации.
Ноябрь «Я житель земного шара» (1 ноября – 29 ноября) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
Декабрь «Новогодний подарок» (1 декабря – 31 декабря) Продуктивная и творческая деятельность Совместная деятельность с детьми в ДОУ.
Январь «Мальчики и девочки» (9января – 31 января) Продуктивная и творческая деятельность Занятия и досуг по теме ситуации.
Пример Ситуация месяца «Я – житель г. Шарыпово» .
- Экскурсии по достопримечательностям города.
Выставка рисунков, макетов «Самое красивое место в нашем городе».
Показ фотографии города в прошлые годы.
Продуктивная деятельность: создание построек из песка «Мой микрорайон».
Изготовление плана-схемы «Мой г. Шарыпово».
ООД по художественно-эстетическому развитию (конструирование). Тема «Улицы нашего города».
ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование). Тема: «Вечерний город».
Реализация детского проекта «Дорожные знаки - наши помощники».
Словесное творчество. Составление рассказа «Моя малая родина», «Город будущего». Беседа «История моего города».
Сюжетно-ролевые игры: «Мой город», «Кто работает в больнице?»
Воспитателю в «ситуации» отводится роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.
Участие родителей; беседы с детьми дома, запись сказок, высказывание детей, рисование, пение, создание костюмов, подарков, приготовление угощений, совместное участие в написание сценариев праздников. И в самом празднике. Выходная диагностика в различных формах: «Волшебный телефон», анкетирование, наблюдение, опрос родителей.
Воспитатель фиксирует состояние и знания детей в начале и в конце «Ситуации», планирует дальнейшую работу по этой теме.
В течение месяца (после окончания «ситуации») воспитатель сдаёт отчёт методисту с приложением лучших образцов поделок, рисунков, коллективных проектов, фотографий, видеоматериал с записью «ситуаций». Методист обобщает весь опыт работы по «ситуациям» в течение года по специальной методике.
Учитывается работа детей, родителей, воспитателей, специалистов. Совместно с научным руководителем технологии, заведующей и представителями инициативной группы (воспитателями и родителями) методист планирует дальнейшее развитие содержания «ситуаций» или разработку новых, а также хранит по определённым разделам видеоматериал, фотографии, письменные отчёты, предметы материальной деятельности.
Что же дает детям такое длительное проживание? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети. Если в традиционном образовательном процессе основными методами подачи материала является беседа, внушение, показ и рассказ, то данная технология предполагает, прежде всего, создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере каждым ребенком, безусловно, с последующим обобщение взрослого.
Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:
понять, чего он пока не знает, не умеет;
научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни;
развить положительную самооценку;
научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
сформировать чувство ответственности за свои поступки.
В результате у детей формируются следующие установки:
«Ошибаться – не страшно»
«Каждый имеет право на ошибку»
«Трудности помогают мне стать сильнее, умнее.»
«Я имею право чего-то не знать, не уметь» -
«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
«В затруднении содержится возможность» •
«Я могу!»
«Я сумею!»
«Я хороший, умный, сильный!»
«Я заслуживаю уважения!»
«Меня принимают и любят таким, какой я есть»
Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.