Скокова Вера Вячеславовна
Педагогическая технология портфолио
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок»
Муниципального образования г. Обь Новосибирской области
Технология «Портфолио дошкольника»
в условиях ФГОС ДО
Воспитатель:
В. В. Скокова
г. Обь 2017
Актуальность. В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способ-ностями, индивидуальным темпом и возрастными особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио». Термин портфо-лио (от англ. portfolio, заимствованный педагогикой из политики и бизнеса, означает портфель или папку для документов). Кроме того, это способ фиксирования, накопления и оценки индивиду-альных достижений. Иными словами, главная задача портфолио, по мнению Т. Г. Новиковой", показать все, на что ты способен".
Публикация «Педагогическая технология портфолио» размещена в разделах
Технология «Портфолио» является одной из образователь-ных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
Преимуществом технологии «Портфолио» в ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольни-ка, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновремен-но форму, процесс организации и технологию работы.
Цель: сбор, систематизация и фиксация результатов развития дошкольника, его усилий, прогресса и достижений в различных областях, демонстрация всего спектра его способностей, интере-сов, склонностей. Введение портфолио позволит воспитателю це-ленаправленно собирать, систематизировать информацию о ре-бенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скач-кообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
Задачи:
определить форму и содержание портфолио;
привлечь родителей воспитанников к активному взаимо-действию
по оформлению портфолио;
активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;
обеспечить психологическое благополучие и здоровье де-тей в период адаптации к школе.
Функции портфолио :
диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результа-ты;
содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обуче-ния и развития от года к году;
рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. (И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио).
2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:
• для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);
• накопительной, когда информация собирается за опреде-лённый период. Таким образом, можно увидеть путь раз-вития ребёнка за определенный отрезок времени;
• тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Мои увлечения», «Моё домашнее животное», «Лето - весёлая пора» и т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
5. При создании портфолио дошкольника вид, структуру и со-держание определяет либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ре-бёнка обязательно.
6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразу-мевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).
Виды портфолио :
1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид система-тизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством инте-ресных эффектов.
2. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлека-телен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребё нок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
3. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаёт-ся в виде папок, картотек.
Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь са-мого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстра-ции.
Рубрики портфолио :
«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
«Вот какой я большой» : вес, рост, можно прорисовать ладо-шку ребёнка на разных возрастных этапах.
«Чему я научился» : прописываются умения и навыки, кото-рые ребёнок приобрёл за прошедший год.
«Моя семья» : помещаются фотографии членов семьи, рисун-ки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
«Мои друзья» : аналогично рубрике «Моя семья».
«Мир вокруг нас» : фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
«Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
«Размышления вслух» : высказывания детей, интересные ре-чевые обороты, слова, размышления.
«Мои достижения» : грамоты, благодарственные письма и другие результаты, достигаемые детьми не только в детском саду, но и внесадиковских образовательных сетях.
Приводимые рубрики портфолио примерны. Разделы запол-няются постепенно, в соответствии с возможностями и достиже-ниями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражаю-щий их жизни в детском саду и за его пределами.
Алгоритм работы над портфолио.
1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определить вид портфолио.
3. Определить временной отрезок, во время которого будет со-бираться информация.
4. Определить структуру портфолио : количество, название рубрик.
5. Презентация портфолио.
Работу по внедрению технологии «Портфолио ребенка» про-водили следующим образом:
Работа с педагогами;
Работа с детьми;
Взаимодействие с родителями:
• Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.
• Разработка структуры портфолио.
• Оформление образца портфолио ребенка.
• Индивидуальная работа по внедрению портфолио ре-бенка.
• Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ, рассматривание образцов портфолио.
• Индивидуальная беседа с детьми. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомле-нию с портфолио ребенка.
• Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т. д.)
Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Поэтому они стали не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Поэтому первоначально привлекали активных, неравнодуш-ных родителей. Проводили консультации, семинары по оформле-нию и заполнению страничек портфолио. Старались научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фикси-ровать, записывать.
Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Мы систе-матически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.