МААМ-картинки

Инновационная педагогическая технология «метод проектов»

Анна Белоусова
Инновационная педагогическая технология «метод проектов»
▼ Скачать + Заказать документы

Расскажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и, может быть, я запомню,

Но вовлеки меня, и я пойму.

Китайская пословица

Организация воспитательно-образовательной деятельности в ДОО с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах, одним из которых выступает проект. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Публикация «Инновационная педагогическая технология „метод проектов“» размещена в разделах

Профессор Е. С. Полат определяет сущность этого метода как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного результата.

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, характеру доминирующей в проекте деятельности, количеству участников, продолжительности.

- по предметно-содержательной области различают монопроекты (в рамках одной образовательной области) и межредметные (несколько образовательных областей)

- характеру доминирующей в проекте деятельности

1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П» :

1-Проблема;

2-Проектирование или планирование;

3-Поиск информации;

4-Продукт;

5-Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду : в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержки педагога, сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Советы педагогам по работе над проектом

• Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

• Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

• Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

• Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

• При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

• Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

• В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

• Развивать творческое воображение и фантазию детей.

• Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

• Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

• Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных педагогического мониторинга.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Таким образом, использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Приложение

Проект «Зубарики»

Актуальность исследования: определилась высокой распространенностью детских стоматологических заболеваний. Проведено анкетирование среди родителей.

На основании выявленных проблем, намечена работа над проектом по формированию гигиенических навыков у детей по уходу за зубами.

Мотив выбора темы: одной из проблем является недостаток знаний у детей - для чего необходимо ухаживать за зубами, как сохранить и укрепить здоровье зубов.

Ведущая идея проекта : создание необходимых условий, способствующих формированию у детей гигиенических навыков и привычки ухаживать за зубами.

Цель проекта : дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

формировать представления детей о зубах человека, создать условия для воспитания потребности в уходе за зубами, повысить уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей, в частности по уходу за полостью рта детей.

Задачи проекта :

1. формировать у детей представление о здоровье зубов и полезных продуктах питания;

2. развивать основные навыки личной гигиены, гигиены питания, самообслуживания;

3. приучать детей следить за своими зубами и осознавать ответственность за свое здоровье;

4. формировать устойчивую привычку соблюдать правила гигиены полости рта, осознанно правильное отношение к своему здоровью.

Этапы и сроки исследовательского проекта :

1- Этап подготовительный (организационный)

Сбор информации о гигиене полости рта.

Подбор иллюстративного материала о гигиене полости рта.

Подготовка выставки зубных принадлежностей.

Накопление информации по теме:

-оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме;

-проведение бесед «Польза-вред» о полезной и вредной для зубов еды;

-оформить картотеку опытов «Что для зуба хорошо, а что плохо?»

-изготовить памятки для родителей: «Пять правил здоровых зубов»;

-оформить информационный стенд для родителей «Как сохранить зубы детей здоровыми и красивыми»;

Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок о зубах, зубной щетке).

Изготовление памяток для родителей: «Чистим зубки 3 минутки», «Пять правил здоровых зубов»

Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.

Оформление информационного стенда для родителей «Сохраним зубы детей здоровыми»;

Подбор методических материалов, игр, альбомов, картинок по теме.

Методы :

Наблюдения, экспериментирование (опыты, просмотр видеозаписей, чтение книг, обсуждение, опрос, анкетирование.

Работа с родителями:

Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок о зубах, зубной щетке). Активизировать родителей на участие в анкетировании. Консультация «Как защитить детские зубы от кариеса».

2й этап - практический

Работа с детьми :

Образовательная деятельность «Здоровые зубы - залог здоровья»

Содержание –научить детей правильно ухаживать за зубами, объяснить почему нужно беречь с детства. Формировать потребность в сохранении и укреплении зубов.

Видео уроки: Доктор Заяц и его помощники

Беседы

Художественная литература:

Н. Коростылев «Королева Зубная щетка»,

Б. Заходер «Все о зубах»;

К. Чуковский «Мойдодыр»;

П. Прядко «Доктор маме говорил…»;

Джулия Рум «Чистим зубки каждый день»;

Н. Зубарева «Крокодил не чистит зубы»;

Н. Карпова «Разболелся зуб у Волка!»;

М. Шкурина «Сказка про маленький, но вредный Кариес»;

А. А. Анпилов «Зубки заболели»,

С. Михалков «Как у нашей Любы»

3й этап – заключительный: изготовление брошюры - комикса «Путешествие Зубарика». Викторина по теме.

Выводы:

В результате вторичного анкетирования родителей и опроса детей отмечена положительная динамика формирования гигиенических навыков у детей по уходу за зубами.

Конечный результат исследовательского проекта, обеспечивающий его эффективность:

Проведенный опрос детей ЧДОУ как сохранить здоровые зубки, показал, что дети знают о полезных и вредных продуктах для зубов, и имеют представления о способах сохранения своего здоровья. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала укреплению внутрисемейных связей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Литература:

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Касьянова А. Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 210-213.

Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М. : Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

Сыпченко Е. А. : Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. - 97с.

Публикации по теме:

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Актуальность Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает.

Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ «Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ» Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих.

«Проектный метод как инновационная педагогическая технология» В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации», ФГОС Дошкольного образования.

Арт-терапия — инновационная здоровьесберегающая технология Арт-терапия переводится как "лечение искусством". Она имеет широкие возможности в коррекционно -развивающей работе с детьми с ОВЗ. Для.

Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников. Тематический план проектов на 2016–2017 учебный год 1. Тема проекта:Город творчества Цели проекта-Обобщение знаний о творческих профессиях города Тип проекта/сроки выполненияКраткосрочный/2.

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей у детей Для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни современный ребенок должен обладать определенными ключевыми компетентностями. Рассматривая,.

Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Технология «Метод проектов в детском саду» СЛАЙД 1 Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Долг взрослого — помочь ребенку.

Традиционная и инновационная технология по развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи Разрешите представиться, меня зовут Антонина Петровна, я работаю учителем-логопедом в МКДОУ. «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 484» Мне.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационная педагогическая технология «метод проектов»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 00:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная педагогическая технология «метод проектов»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Белоусова (УИ 660930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД