Дания Гилязева
Кубик Блума как одна из инновационных игровых технологий развития критического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение детский сад №5 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Педагогическая статья: «Кубик Блума» –
как одна из инновационных игровых технологий
развития критического мышления у дошкольников».
Составила воспитатель: Гилязева Д. Г.
Публикация «Кубик Блума как одна из инновационных игровых технологий развития критического мышления у дошкольников» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Хочу представить вашему вниманию мою педагогическую статью по теме: «Кубик Блума» – как одна из инновационных игровых технологий развития критического мышления у дошкольников».
Анализируя современное состояние образования можно сказать о нарастании разрыва между системой образования и социокультурной средой. Увеличивается информационный поток, вынуждающий искать новые способы работы с воспитанниками. Как повысить мотивацию к обучению у современных дошкольников? Как научить учиться? Цель современного дошкольного образования, ориентирована на принцип «учить не науке, а учить учиться». В результате возрос интерес педагогов к проблеме развития навыков мышления и формирования предпосылок критического мышления у дошкольников. Что же такое критическое мышление?
• это способность ставить новые вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения;
• это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
• это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные
суждения и решения.
Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру, каждый ребёнок, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение. Именно таким мышлением должен обладать современный человек, а именно: умение принимать взвешенные решения; работать с информацией; выделять главное и второстепенное; анализировать различные стороны явлений.
Изучая методическую литературу, открыла для себя технологию, которую разработал американский ученый и психолог Бенджамин Блум. Это «Кубик Блума». Б. Блум разделил образовательные цели на три блока: когнитивный, психомоторный и аффективный, то есть «Знаю», «Творю», «Умею». Ребенку предлагается проблема, а не готовое знание.
Актуальность. Технология развития критического мышления посредством «Кубика Блума», позволяет добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, а также составляет умение: решать проблемы со сверстниками, выделять признаки предметов и понятий, сравнивать и выделять главное, слушать собеседника, задавать «хорошие» вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать, дает возможность развивать творческий и интеллектуальный потенциал.
«Кубик Блума» удобно применять на обобщающих занятиях, когда уже есть определенные знания. Почему мой выбор пал на эту технологию? Она вносит элемент игры в занятие, а это очень важно для ребенка. Мои воспитанники с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать, что они столкнулись и с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы. Этот прием очень хорошо идет при групповой работе. В группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. Более слабые воспитанники не чувствуют себя не востребованными. Вместе с текстом на «Кубике Блума» размещены схемы-картинки, которые помогают запомнить вопрос на грани кубика. Грани кубика затрагивают познавательную, креативную и эмоциональную стороны личности.
«Кубик Блума» представляет собой объёмную фигуру, на гранях которой написаны слова или вопросы, являющиеся отправной точкой для ответа – назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.
Прием "Кубик Блума" позволяет формулировать вопросы разного характера.
Блок «Назови». Это самые простые вопросы: предлагается назвать предмет, явление, термин и т. д.
Блок «Почему» Это блок вопросов позволяет описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Блок «Объясни» Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Блок «Предложи» Ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Блок «Придумай» Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Блок «Поделись» — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Работа с «Кубиком Блума» строится по определенному алгоритму:
• знакомство: воспитанники рассматривают «Кубик Блума»;
• педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться;
• на первом этапе педагог бросает фигуру сам, а ребенок отвечает на
вопрос;
• когда усвоили правила игры, то кубик бросают все по очереди;
• если выпадает одна и та же грань, то кубик можно перебросить или найти
грань, которая еще не выпадала;
• если ответ даётся неполный, то другие могут его дополнить;
• в конце педагог подводит итог: что нового узнали, чей ответ был самым
интересным, познавательным;
Кубик универсален. Возможны два варианта работы с ним: первый – вопросы формулирует сам педагог, где показывает примеры и способ работы с кубиком; второй – вопросы формулируют сами воспитанники (вариант требует определенной подготовки от дошкольников, определенного навыка, затем они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы друг друга. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. Освоение воспитанниками способов формулировки вопросов оказывает положительный результат на речевое развитие.
Таким образом, использование технологии «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, но и позволяет повторить, обобщить, систематизировать полученные знания, сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы, развить в них чувство коллективизма, необходимость помогать друг другу, нести ответственность за работу всех членов команды.