Наталья Тямусева
Поддержка инициативы детей в проектной и исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1. Вот в народе часто говорят «инициатива наказуема». Но современный мир, быстро меняющийся, наоборот, любит инициативных, самостоятельных, независимых людей. Нужно ли развивать инициативу у ребенка?
Слайд №2. И вообще, что такое инициатива? Можно ответить цитатой американского писателя, художника и философа Элберта Грин Хаббарда Слайд№3 Инициатива - это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят.
Публикация «Поддержка инициативы детей в проектной и исследовательской деятельности» размещена в разделах
Инициатива вообще определяется как почин, первый шаг. Если следовать этой логике, то инициатива детей — это вообще врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, — это все «первый шаг», всё впервые. Получается, дети от природы инициативны? Так и есть на самом деле!
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный, самой природой установленный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Но важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие.
Самостоятельность ребёнка — это самоосуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность ребёнка — это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
По сути, мы - воспитатели, являемся руководителями этой деятельности, источником информации и экспертами, но при этом выступаем как помощники и партнёры.
Слайд№4 В нашей группе технология проектирования направлена на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. А так же возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Благодаря технологии проектирования каждый ребёнок, нашей группы, получает признание важности и необходимости в коллективе и сам видит результат коллективных усилий группы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
В работе над проектами мы используем «технологию А. И. Савенкова», но все проекты в нашей группе возникают стихийно, у нас нет чёткого плана, что в мае мы будем реализовывать один проект, а в январе другой, так как дети, выдвигая, гипотезы сами запускают проекты.
Хотелось бы остановиться на этом пункте и спросить уважаемые коллеги: Что такое гипотеза вообще? Слайд №5.
Слайд 6 (Гипотеза с др. -греч. — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство. Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
Слайд №7. Могу привести следующий пример: «На прогулке ребёнок слепил из снега мороженное и стал угощать своего друга, на что друг ответил «Снег есть нельзя!»» Тут подключился другой ребё нок и спросил: «А почему нельзя есть снег?» Дети стали выдвигать свои предположения. Как вы думаете какие?
Вот как ответили мои дети:
1. Потому, что в нём червяки. 2. Потому, что он холодный. 3. Потому, что там микробы. 4. Потому, что можно заболеть.
И на базе этих утверждений мы запустили проект «Маленький исследователь» в рамках, которого дети изучали и исследовали сразу несколько гипотез: «Живут ли червяки в снеге?» «Есть ли в снеге какие-либо организмы?» «Можно ли заболеть, если есть снег?» и так далее.
Особенностью нашей проектно – исследовательской деятельностью является то, что в рамках одного проекта дети исследуют не одну, а сразу несколько гипотез. И в ходе исследований дети подтверждают или опровергают свои гипотезы.
При организации проектной деятельности в ДОУ, проектный метод является одним из эффективных и перспективных. Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знания, умения и навыки на занятиях.
В начале образовательного процесса этого года мы опять запустили проект, который образовался, из обычного диалога между детьми во время полдника. Ребё нок спросил: «А почему Аня и Полина не пьют молоко, оно же такое вкусное?» На что я ответила: «А ты спроси у них, почему они не пьют?» Одна девочка ответила, что ей не нравиться цвет белого молока, другая, что оно тёплое, а Артём подключился с вопросом «А как в магазине появляется молоко?»
Слайд№8 Наш проект получил название «Пейте дети молоко – будете здоровы!» В рамках этого проекта мы исследуем все гипотезы, возникшие у детей на вопросы. Слайд №9
Одному ребёнку интересно, почему молоко белое и мы проводим эксперименты с цветом; Слайд№10, 11, 12 другой ребёнок изучает, почему молоко в детском саду тёплое и зачем его таким делают; третий ребёнок изучает, кто даёт молоко и как оно появляется в магазине; а сама девочка, с которой и возникли все вопросы и гипотезы, узнает о пользе вкусного молока и какие продукты готовят из него!
Слайды№13,14 Наши дети изучают гипотезы группами, а те, которые не выдвигали никаких гипотез, присоединяются по желанию к любой группе исследователей, но в продуктивной деятельности у них уже у самих появляется желание поучаствовать в создании продукта проекта. Слайд№15,16
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Слайд№17 Из всего, вышесказанного, я могу сделать вывод, что технология проектирования является уникальным средством поддержки инициативы детей, обеспечивая сотрудничества, сотворчества детей и взрослых и является способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию
Слайд№18