Бондаренко Наталья
Применение игры-головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками. Опыт работы
▼ Скачать
(Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию педагогическую находку, которую активно использую в своей работе. Это игра-головоломка «Танграм».
Еще с древних времен, такие вопросы как создание и решение разнообразных математических головоломок интересовали великих математиков, но и в настоящее время тема игр-головоломок остается актуальной, потому что даже в век компьютерных игр и технологий разгадывать головоломки интересно, а главное один из лучших способов развития интеллектуальных способностей.
Публикация «Применение игры-головоломки „Танграм“ в работе с дошкольниками, Опыт работы» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Танграм, головоломка
- Темочки
При решении головоломки происходит развитие логического и стратегического мышления, пространственного восприятия, памяти, способности к нестандартному взгляду на ситуацию, воображения.
(Слайд 2) Анализируя возможности данной игры, и изучив мнения коллег и родителей, я пришла к выводу о том, что используют эту игру очень редко. И поэтому, чтобы привлечь внимание педагогов и родителей по внедрению новой технологии в воспитательно-образовательный процесс, я поставила перед собой следующие цели. Вы их видите на экране.
(Слайд 3) А, чтобы мои цели привели к положительному результату, изучила информацию по данной теме, подобрала формы, методы и приемы, способы работы с данным материалом. На экране вы видите планируемые результаты.
(Слайд 4) Что же такое танграм? Это геометрическая головоломка, которая состоит из плоскостных геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей. Два больших, один средний, два маленьких треугольника, и два четырехугольника-квадрат и параллелограмм. Эти фигуры складываются определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей людей, животных, птиц, транспорт, растения, игрушки, буквы, цифры и т. д. Для решения этой головоломки необходимо соблюдать правила:
1. нужно использовать все фигуры
2. фигуры нельзя накладывать друг на друга
(Слайд 5) Чтобы приступить к освоению данной игры на занятиях и в самостоятельной деятельности детей и взрослых, я изготовила с помощью бумаги и картона серию комплектов игры танграм в цветном и однотонном варианте, распечатала схемы, силуэты изображаемых предметов, а также собрала тематические наборы схем «птицы», «люди», «животные», «цифры и буквы». Изготовила для магнитной доски магнитный танграм. На экране вы видите, что игра заняла свое почетное место в центре по ФЭМП. Предлагаю остановиться на системе работы с данной игрой.
(Слайд 6) Для начала я познакомила ребят с игрой. Вместе мы рассмотрели фигурки: назвали, посчитали, сравнили фигуры по форме, цвету, размеру, величине, площади, обследовали зрительным и осязательно-двигательным путем. Затем научились составлять простейшие фигуры, состоящие из 2-3 элементов: домик, елочка, парусник, большой квадрат. Главная задача на этом этапе не давать сложных заданий, потому что если его первый опыт окажется неудачным, то и интерес к игре пропадет.
(Слайд 7) На 2 этапе методом наложения на схему научились составлять фигуры. Сначала ребятам было сложно, так как им приходилось сопоставить размер, форму.
(Слайд 8) Когда дети с лёгкостью начали справляться с этим заданием мы перешли к 3 этапу - это составление фигур танграма по образцу. На этом этапе ребенку дается образец объекта, и он должен выложить фигуру рядом на столе. При этом размер фигур на карточке-подсказке может не соответствовать реальным размерам деталям танграма.
(Слайд 9) 4 этап - это составление фигур по контурному изображению или силуэту. Это задание для детей 6-7 лет. Собственно, здесь танграм становится игрой-головоломкой. Ребенку предлагают сложить модель по ее контуру, силуэту. Несмотря на кажущуюся легкость, это задание очень непростое.
(Слайд 10) 5 этап - составление фигур по собственному замыслу. На этом этапе ребенок сам придумывает фигуры для составления, что очень хорошо развивает его воображение. Дети могут придумывать сказку, составлять рассказ, придумать загадку т. д.
Играть с танграмом можно начинать уже с детьми 3-4 лет.
(Слайд 11) Считаю, что данную игру-головоломку можно использовать и активно применять во всех образовательных областях: так игра может применяться на занятиях по ФЭМП для получения начальных сведений о геометрии ( знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, четырехугольник, треугольник, знакомство с углами;, (Слайд 12) так и на занятиях по конструированию, где развивается умение сложить простейшие конструкции домов, мостов, дорог,
(Слайд 13) Игра способствует развитию у детей связной монологической и диалогической речи, в случае, когда мы просим ребенка собрать какой-нибудь предмет и описать его или собрать букву и произвести звуковой анализ (звук-глухой, согласный, твердый и т. д). В случае, когда дети могут собрать несколько разных предметов по одной теме, то можно составить рассказ, тем самым возрастает речевая активность детей.
(Слайд 14) Из деталей танграма можно создавать аппликации на любые темы: люди, животные, птицы, рыбы, транспорт, цифры, буквы. Если вы работаете по проектной деятельности, то вновь и вновь можете обращаться к игре танграм, тем самым оттачиваете навыки игры. А тематические наборы можно использовать и для игры «четвертый лишний».
(Слайд 15) Танграм позволяет установить доброжелательную и увлекательную атмосферу на занятии: ребенок увлекается цветными фигурами и чувствует себя комфортно, (может переставлять фигуры, рассуждать, получать задуманный предмет, что способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости; формирует позитивную установку к творчеству.
Танграм выступает перед нами не только, как игра для ума, но и волне может считаться пальчиковым тренажером, который способствует развитию координации движения, мелкой моторики обеих рук.
(Слайд 16) Среди педагогов нашего учреждения данная технология нашла понимание и интерес. Была разработана и апробирована система методических мероприятий: мастер-класс, деловые игры, консультации.
(Слайд 17) Для родителей был проведен мастер-класс по изготовлению и применению этой не сложной игры в кругу семьи. В ходе мастер-класса родители проявили свою фантазию, творчество, смекалку. Вспомнили и разыграли сказку «Теремок» на новый лад. Также были подготовлены буклеты, разработаны консультации, проведены индивидуальные беседы.
(Слайд 18) В заключении, хочу отметить, что игра-танграм действительно находка, ее можно и нужно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и во всех видах детской деятельности. Потому что способствует развитию: внимания, понимания цвета, величины, формы; абстрактного и пространственного мышления, воображения, логического мышления, комбинаторных и творческих способностей. Кроме того, очень прост в изготовлении, безопасен, универсален в использовании с детьми разных возрастных категорий.