Анжела Терещенко
Педагогическая мастерская для воспитателей ДОУ «Учим заучивать стихи при помощи приема «мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить воспитателей с приемом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми и последующим применением их в работе.
Задачи:
- раскрыть понятия «мнемоквадраты», «мнемотехника» и «мнемотаблица»;
- познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.
Публикация «Педагогическая мастерская для воспитателей ДОУ „Учим заучивать стихи при помощи приема „мнемотехника“» размещена в разделах
- День воспитателя и всех дошкольных работников, 27 сентября
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Оборудование: образцы мнемотаблиц, листы А-4 для каждого, линейки, фломастеры.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашей творческой мастерской, и сегодня я хочу познакомить с техникой разучивания стихотворения – мнемотехникой.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Использовать в мнемосхемы и мнемотаблицы в работе с детьми довольно интересно. Рисунки-символы или иллюстрации, расположенные согласно тексту, позволяют облегчить процесс запоминания речевого материала. Сейчас мы на примере попробуем при помощи мнемотаблицы выучить стихотворение.
Этапы работы над стихотворением:
1. Воспитатель выразительно читает стихотворение:
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
улететь хотят.
2. Это стихотворение мы будем учить наизусть, послушайте его еще раз.
(воспитатель еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу)
3. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль:
- О ком это стихотворение?
- Где сидели снегири? (вот на ветках)
- В чем были снегири? (в майках)
- Какого цвета у них были майки? (красные)
- У кого были красные майки? (снегирей)
- Что сделали снегири с перышками? (распушили)
- Где греются снегири? (на солнышке)
- Чем вертят снегири? (головой)
- Что они хотят сделать? (улететь)
4. Какие слова вам не понятны? (объясняет их значение в доступной для ребенка форме).
5. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок (воспитатели) рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Методика использования мнемотехники:
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «снежинка», его символическое обозначение (показать). Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
Игра «Зашифруй слово» (нарисуйте пять квадратиков)
«Ветер, море, гулять, корабль, гнать», какое стихотворение у нас получилось?
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет».
Так последовательно мы перешли к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.
И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно- белые мнемотаблицы.
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.
Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
А сейчас, уважаемые педагоги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
Первое задание. Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Задание 2. Нарисовать мнемотаблицу по стихотворению.
Под снежным покрывалом
Покоится земля.
В краю большом и малом
Все снежные поля.
Бери скорее санки,
Из дома выбегай,
Поедем утром рано
Катать в снежный край.
В ледяной карете мчится
Зимушка-зима.
Ветер крыльями стучится
В сонные дома
Расцветают скверы, парки,
Снежной белизной.
И мороз возводит арки,
Над тропой лесной.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст, и при этом развить мелкую моторику рук, совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа, расширить словарный запас, развить связную речь детей.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам са-мим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!