Анжела Терещенко
Педагогическая мастерская для воспитателей «Оздоровительные технологии в ДОУ. Дыхательная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение оздоровительных технологий педагогами ДОУ и последующим применением их в работе с детьми дошкольного возраста.
Ход работы:
Сегодня мы открываем с вами педагогическую мастерскую для педагогов детского сада, и первое занятие посвятим оздоровительной технологии – дыхательной гимнастике.
Публикация «Педагогическая мастерская для воспитателей „Оздоровительные технологии в ДОУ, Дыхательная гимнастика“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача взрослых – сохранить ее здоровой»
Для начала, ознакомимся с техникой выполнения дыхательной гимнастики:
- воздух набираем через нос;
- плечи не поднимаем;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
- упражнения желательно выполнять на фоне медленной музыки.
И так мы отправляемся в сказку вместе с медвежонком Вини-Пухом.
Сказка про Мишку Винни-Пуха,
который играл на дудочке и летал на шаре
(дыхательная гимнастика для профилактики и лечения ОРВИ у дошкольников)
Мишка Винни-Пух торопливо шел в гору. Он хотел забраться повыше, чтобы Пятачок наверняка услышал его условный сигнал – игру на дудочке. Гора была высокой, а Винни - толстеньким, с короткими лапками. Ему было трудно идти, поэтому он дышал так:
Упражнение 1. Сделать короткий шумный энергетический вдох через нос, затем резкий выдох через рот. Повторить 10 раз.
Наконец Мишка добрался до вершины. Он уселся на камень, вынул из кармана курточки дудочку и стал играть на ней.
Упражнение 2. Представим, что нос – это наша дудочка. Теперь нужно поставить указательный палец правой руки на точку между бровями. Большим пальцем этой же руки закрыть правую ноздрю, сделать вдох через левую. Отпустить большой палец, одновременно закрыть левый носовой ход средним пальцем, сделать выдох через правый носовой ход (детям младшего возраста можно попеременно закрывать пальчиками ноздри, вдыхая и выдыхая при этом). Повторить 10 раз.
Услышал звуки дудочки Тигра и прибежал к Мишке на гору. Уселся послу-шать музыку да недолго просидел, начал крутиться и принюхиваться: «Чем это тут пахнет?»
Упражнение 3. «Чем пахнет?». Выполнить короткие, шумные, энергичные вдохи, как бы принюхиваясь, чем пахнет. Повторить 10 раз.
Понюхал-понюхал и как закричит: «А! Тут мышка прибежала! Буду ее ловить!»
Упражнение 4. «Мышку ловят ладошки». Выполнить шумные, короткие, ритмичные вдохи носом в ритме строевого шара и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд четыре шумных ритмичных вдоха носом. Затем руки опустить, отдохнуть 3-4 с и снова шумно подышать 4 раза. Повторить не менее 12 раз (4х3).
И убежал Тигра. Остался Мишка снова один. Ему стало грустно, он чуть не заплакал, зашмыгал носом – вот так:
Упражнение 5. «Пошмыгаем носом». Выполнить кроткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Не стесняться звуков. Заставьте ноздри соединиться в момент вдоха.
Но тут над склоном горы появился во-о-о-т такой огромный (красный, зеле-ный) шар.
Упражнение 6. «Какой шар?» Показать, какой шар: руки поднять вверх (вдох, затем медленно опустить вниз, произнося звук «Ш-Ш-Ш» на выдохе. По-вторить 5-6 раз, руки опустить прямыми.
За веревочку шара держался Пятачок. Шар был такой большой, что Вини-Пух и Пятачок вдвоем ухватились за него, потянули за веревочку, воздух стал с шипением выходить, а Вини-Пух и Пятачок медленно и плавно опустились с вершины горы на равнину и побежали играть.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных и скучных. Очень важно помочь детям, превратить эти упражнения в веселую игру.
- Давайте вместе подумаем, почему дыхательной гимнастикой нужно заниматься с детьми в детском саду и дома? (ответы воспитателей)
Правильные дыхательные упражнения:
- способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.
- стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.
- медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волне-нием и раздражительностью.
- необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
- прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.
Заниматься дыхательной гимнастикой с детьми можно, начиная с двух лет, меняя с возрастом различные комплексы упражнений. Для младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.
Занятия рекомендуется проводить ежедневно, в облегчённой одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, желательно в утренние часы (не ранее чем через час после приёма пищи, но и не на голодный желудок). Продолжительность занятий – от 5 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий (в общее время занятия включается очистка носовых ходов, самомассаж, настрой и релаксации, игры с дыханием).
В комплексы рекомендуется включать элементы надувания воздушных шариков, игрушек (в заключительной части занятия). Надувание игрушек и шариков следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.
Занятия дыхательной гимнастикой проводятся в любой позе, в любых условиях (стоя, лёжа, сидя, в движении, но разучивать новые движения целесообразно сидя.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком», подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).
После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действием, от которого лишь негативные эмоции. Все в наших руках!
Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе родителей и всего коллектива сотрудников детского сада, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики в работе с детьми.
Практическая часть.
Обмен опытом работы. Воспитатели выполняют дыхательные упражнения, которые они проводят с детьми своей возрастной группы.