Елена Селиванова
Консультация для воспитателей «Учим детей общаться»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
Почему дети не умеют общаться друг с другом? Как научить их правильно общаться между собой? Как разрешить конфликтные ситуации, возникшие в процессе общения среди детей? И т. д.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
С подобными вопросами часто обращаются воспитатели к психологу. Прежде чем дать рекомендации по сложившейся проблеме, необходимо сказать несколько слов о самом понятии «общение», которое тесно связано с речью и такими понятиями, как «диалог», «дружба», «вежливость».
Общение ребенка подразумевает не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать.
Принципиально важным обстоятельством является то, что каждый участник диалога имеет право высказать свои мысли, воспринимать информацию, излагаемую собеседником, проявлять к нему внимание и уважение, знать нормы и правила, которые необходимы в процессе общения с окружающими. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать всю его жизнь.
Всему этому ребенок учится в общении со взрослыми – родителями, педагогами и воспитателями. В процессе наблюдения за детьми воспитатели часто видят нестандартные ситуации общения.
К примеру однажды Света принесла в детский сад конфеты и на виду у всех ребят их съела. Когда один из мальчиков попросил дать ему конфету, Света отказала, ответив: «Ты со мной не играешь». Девочка предложила конфету своей подруге Лене, но та ответила: «Я такую не люблю, дай мне другую». «Ты плохая», - сказала Света. «А ты, жадина», - ответила Лена.
Что делать в подобной ситуации педагогу? Как восстановить контакт между детьми? Как объяснить ребенку, что он сделал плохо, а что хорошо? Обучить детей правильным манерам общения поможет игра. Именно она сопровождает ребенка-дошкольника в период его детства. Через игру ребенок познает окружающий мир, приобретает знания о нравственных нормах поведения, учится регулировать свое эмоциональное состояние, развивает коммуникативные способности. Помочь направить действия ребенка на адекватный результат – задача педагога. Но для этого необходимо помнить правила, которые позволяют не допускать ошибок в общении с ребенком.
Правила общения с ребенком в игре (по С. Хромовой)
- Играя с ребенком, не опускайтесь до занудства.
- Долой ожидание быстрых результатов!
- Подсказывайте, но осторожно.
- Прежде чем играть с ребенком, задумайтесь над тем, дорос ли он до этой игры.
- Игра должна помогать формированию характера ребенка.
- Не бойтесь разнообразия в игре.
- Играя, учитывайте пол ребенка и его индивидуальные особенности.
- Играя с детьми, дайте им возможность оставаться свободными.
Предлагаемые варианты игр помогут педагогам решить сложившиеся проблемы в общении между детьми.
Поступаем правильно (4-6 лет)
Цели: дать детям понятие о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их; развивать у детей аккуратность, вежливость и предупредительность.
Материал: парные картинки. Каждая пара картинок посвящена одной теме. Но одна из картинок изображает плохой поступок, а вторая – хороший. Всего используется от 10 до 20 пар.
***
Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно назвать хорошими, а какие – плохими, после чего предлагает привести примеры хороших и плохих поступков. Затем воспитатель раздает каждому игроку по две карточки: одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется общаться с другими игроками, сравнивать рисунки на своих карточках с другими. Важно проследить, чтобы дети работали аккуратно, спокойно, обращались друг к другу вежливо. После того как все пары будут найдены, игроки должны разъяснить на какой из них изображен хороший поступок, а на какой – плохой, и почему они пришли к такому мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.
Кто я? (4-6 лет)
Цели: учить детей составлять свой портрет, адекватно оценивать свои поступки.
Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?». Для своего описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «я». Воспитатель следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.
Покажи и скажи (5-6 лет)
Цели: развивать эмоционально-чувственную сферу, творческое воображение, мимику и пластику движений, эмоциональную сторону речи и умение работать в коллективе.
Первый вариант – игра проводится с двумя подгруппами. Первая подгруппа детей читает отрывки из произведения К. И. Чуковского «Тараканище», вторая – изображает мимикой и жестами во время чтения эмоциональное поведение животных. Затем подгруппы меняются заданиями. Воспитатель следит за тем, чтобы дети точно и выразительно показывали движения.
Второй вариант – воспитатель предлагает детям назвать слова, которые передают эмоциональное состояние животных. Выигрывает та подгруппа, у кого больше названных слов.
Музыка рассказывает (5-6 лет)
Цели: развивать умение составлять рассказ на основе восприятия музыкального произведения, работать в коллективе; способствовать развитию творческого воображения.
***
Участники игры сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям послушать музыкальный фрагмент, после чего предлагает играющим составить рассказ на тему прозвучавшего музыкального фрагмента. Каждый участник игры по кругу, самостоятельно составляет предложение. А остальные дети вместе с воспитателем оценивают составленный рассказ.
Комплименты (4-6 лет)
Цели: развивать навыки культурного общения, вежливость, доброту, умение увидеть свои положительные стороны, понять, что ребенок принимаем и ценен другими детьми.
***
Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе». Ребенок говорит эту фразу всем участникам игры, детям и взрослым, стараясь, чтобы эти комплименты были разными. При произнесении комплимента ребенок подает руку тому, кому говорит комплимент. В конце игры образуется замкнутый круг (олицетворение солнца, теплоты, радости). После упражнения желательно обсудить, что чувствовали дети, что неожиданного они о себе узнали. Понравилось ли им говорить комплименты.