Прядко Елена Егоровна
Педагогическая концепция «Физкультурно-оздоровительная работа с использованием технологии Н. Н. Ефименко»
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультурно-оздоровительная работа с использованием технологии Н. Н. Ефименко
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж. Ж. Руссо.
Великая ценность каждого человека-здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым- это желание родителей и одна из важных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ.
Публикация «Педагогическая концепция „Физкультурно-оздоровительная работа с использованием технологии Н, Н, Ефименко“» размещена в разделах
Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.
И вот поиск новых, перспективных направлений в оздоровлении детей, привёл меня к авторской программе совершенно нового методического уровня, научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей - «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.
Н. Н. Ефименко рассказывал : «Вопросами физического воспитания детей я занимаюсь ровно 30 лет и уже давно настаиваю на том, что традиционный подход к физкультуре устарел еще в середине 80-х годов прошлого века, а прежние методики физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и начальной школе требуют своего кардинального пересмотра».
Подвергнув критике традиционный подход, он сказал: «Я предлагаю вам совершенно новую систему физического воспитания и оздоровления детей, которая была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет».
Как утверждает автор: «В природе уже давным-давно есть все — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности».
Поэтому биологическую основу новой авторской системы составляют восемь «золотых» формул двигательного развития детей. Содержание их сводится к следующему:
любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;
начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей («поза эмбриона»);
в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;
все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;
чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение (ходьба, бег, подскоки, прыжки, тем более характерными должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения;
чем ниже и горизонтальней положение тела ребёнка - тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений, чем выше и вертикальней положение тела по отношению к опоре - тем более напряжённым должен быть режим мышечной деятельности.
для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественны медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные.
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию с новой идеологией, философией, методикой.
Театр — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Коренные отличия авторской системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:
1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали.
3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).
4. Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической
сути.
5. Театр физического воспитания дошкольников (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).
6. Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).
7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.
8. Создай тренажеры сам.
9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
10. Через движение и игру — к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделено десять основных двигательных режимов: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходячий, лазательный, беговой, прыжковый.
Изучив технологию Н. Н. Ефименко я решила применить её в своей физкультурно-оздоровительной работе целью которой стало : разностороннее и гармоничное развитие ребёнка, обеспечение его полноценного здоровья, разнообразное развитие движений и физических качеств, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни на основе полученных знаний, подготовка к жизни в современном обществе.
Систему планирования я разделила на 2 составляющих:
1. БОЛЬШОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (БП) - это стратегическое планирование на 3 года
2. МАЛОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (МП) – составление одного или нескольких занятий по физической культуре.
Наряду с общепедагогическими принципами (сознательности, активности, наглядности, доступности и др.) включаю в «большое планирование» специальные принципы, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ. Предполагает следующее: чем меньше возраст ребёнка, тем меньше количество упражнений из каждого ОДР (основного двигательного режима) должно быть задействовано в течение года.
КАЧЕСТВЕННЫЙ. Он предполагает: чем меньше возраст ребёнка, тем более лёгкими и доступными должны быть осваиваемые упражнения.
ПРИНЦИП ПОВТОРНОСТИ. Сама форма спирали планирования предполагает в каждом возрастном витке повторение пройденного материала на наиболее высоком методическом уровне.
СТУПЕНЧАТЫЙ. Предполагает, что каждый новый цикл будет начинаться с лежания и далее ползания, а завершаться бегом и прыжками. Но всякий раз будет происходить ступенчатое повышение нагрузки в каждом ОДР.
ВОЗРАСТНОЙ. Чем меньше возраст детей (1-3 года, тем более значимыми на физической культуре должны стать для них лежаче-горизонтированные основные двигательные действия - первые 3 ОДР.
КАЛЕНДАРНЫЙ. Предполагает, что осенью во всех возрастных группах на занятиях по физической культуре должны преобладать лежаче-горизонтированные ОДР. Весной же, особенно ближе к лету, на физической культуре должны преобладать вертикализованные ОДР: лазательный, беговой, прыжковый.
Документом «малого планирования» является план-конспект занятия по физической культуре.
Учитывая опыт Н. Н. Ефименко. я использую следующие формы работы :
• Утренняя гимнастика пробуждения начинающаяся с положения лёжа.
• Гимнастика пробуждения после дневного сна, проходящая на кровати.
• Физкультурные занятия в зале и на улице в виде «физкультурной сказки» с двигательно-игровыми упражнениями.
(«Физкультурная сказка», напоминает педагогический спектакль, сюжетно-ролевое действие, где педагог – режиссёр, а дети являются актёрами, с обязательным наличием сценария).
Прежде всего, мной был составлен перечень Больших Тематических Игр (БТИ) - перспективных игровых направлений, которые реализовываются в течение года:
«В мире животных»,
«Мир путешествий»,
«В мире сказок»,
«Мир вокруг нас»,
«Времена года»,
«Если хочешь быть здоров»,
«Взрослые и дети»,
«Это чудо красота».
• Физкультминутки. Включаю в занятия и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.
• Забавные физкультуринки – Отдельные игровые упражнения, не связанные сюжетом, с юмористическими названиями, которые реализуются в соответствии с восьмью «золотыми формулами» двигательного развития ребёнка. Их применяю в виде утренней гимнастики после ночного сна, в качестве физминутки, физкультпаузы.
• Физкультпаузы.
• Физкультурные развлечения. В проводимых в игровой форме физкультурных развлечениях я ненавязчиво, незаметно для детей создаю такие условия, в которых малыши смогли бы реализовать, закрепить все освоенные за год двигательные качества, умения и навыки. Игры провожу на улице, или в помещении в вертикализованных позах – стоя, в ходьбе, равновесии, лазании, беге подскоках, прыжках.
Увидев уникальный авторский тренажер «рукоход-поручень» я буквально
влюбилась в него, и моим острым желанием стало его изготовление.
Основное предназначение: разноплановый тренажер.
Он может использоваться в основных двигательных режимах от лежаче-горизонтированных, до стоячих, а так же бега и прыжков.
Способствует формированию развития движений в различных исходных положениях.
Развивает следующие двигательные качества:
• Силу мышц плечевого пояса и рук;
• Тазового пояса и ног;
• Глобальную координацию;
• Статическое и статодинамическое равновесие.
Коррекционно-профилактическая направленность: нарушение верхних и нижних конечностей. Данный тренажер может использоваться как индивидуально, так и для групповых занятий. Конструкции могут раскладываться в форме «рельс», «шпал», «оси», различных геометрических фигур и разных конфигураций.
(Фото в приложении №3)
«Рукоходы» очень понравились детям, они буквально повысили двигательную активность на 100%. Имея малые габариты и небольшой вес, они часто используются детьми в свободной деятельности: в самостоятельных подвижных играх, в сюжетно-ролевых играх, играх путешествиях.
Делая выводы о проделанной работе, я могу сказать, что у моих воспитанников повысилась потребность в двигательной активности, в здоровом образе жизни. Дети стали более пластичными, гибкими, научились творчески самовыражать себя. А по результатам диагностики увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности.
В дальнейших планах я хотела бы применить в физкультурно-оздоровительной работе методику горизонтального пластического балета, как одну из нетрадицонных форм работы по авторской программе «Горизонтальный
пластический балет. Театр физического воспитания и оздоровления детей Н. Н. Ефименко»
Источники информации:
1. Н. Н. Ефименко «Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения»
2. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников и младшего школьного возраста»
3. Н. Н. Ефименко «Двигательно-игровая деятельность». ФГОС: физическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Сценарии игр-занятий.
4. Интернет ресурсы.