Галина Покровская
Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать работу по физическому воспитанию необходимо с определения уровня развития двигательных умений и навыков, то есть с диагностики.
В этой тетради Вы найдете материалы по определению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.
В помощь Вам даны:
1) нормативы по основным движениям,
2) методика проведения диагностики.
РАЗДЕЛ I. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
Диагностика двигательного развития детей используется для оценки исходного состояния организма ребенка, чтобы определить «ближайшую зону» укрепления его здоровья, создать условия для наращивания фундаментальных возможностей систем и органов, развития жизненно важных двигательных умений.
Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста
Тема: Основные движения 2 младшая группа
Задание № 1
Цель: определить уровень развития навыка прыжка в длину с места.
Материал и методика диагностики
Измеряется длина прыжка от черты в направлении ориентира (флажок, кегля и т. п.). При выполнении учитывается расстояние от черты (шнур) до пятки ребенка в месте приземления. Прыжок выполняется 2-3 раза. Фиксируется максимальный результат.
Критерии: 1 уровень - длина прыжка 30 см и более.
2 уровень - длина прыжка 29- 11 см.
3 уровень - длина прыжка 10 см и менее.
Задание № 2
Цель: определить уровень развития навыка бросания мяча ведущей рукой в вертикальную цель.
Материал и методика диагностики
Предложить бросить резиновый мяч (диаметром 5 см)3 раза в цель (высота центра мишени 1-2 м).
Засчитывается лучший результат.
1 уровень- попадание в цель с расстояния более 1,5 м.
2 уровень - попадание в цель с расстояния 1 -1,5 м.
3 уровень - попадание в цель с расстояния менее 1 м.
Задание № 3
Цель: определить уровень развития навыка лазания по гимнастической лестнице.
Материал и методика диагностики
Ребенку предложить подняться по гимнастической лестнице до верха и спуститься (высота 2,5 м.). Использовать зрительный ориентир (флажок, погремушка, колокольчик).
1 уровень - поднимает до верха и спускает самостоятельно.
2 уровень - поднимает до верха и спускает с помощью взрослого.
3 уровень - самостоятельно или с помощью взрослого поднимается с помощью взрослого до середины и спускается.
Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста
Тема: Основные движения. Средняя группа
Задание № 1
Цель: определить уровень развития навыка прыжка в длину с места.
Материал и методика диагностики.
Измеряется длина прыжка от черты в направлении ориентира (флажок, кегля и т. п.). При выполнении учитывается расстояние от черты (шнура) до пятки ребенка в месте приземления. Прыжок выполняется 2-3 раза. Фиксируется максимальный результат.
Критерии: 1 уровень - длина прыжка 100 см и более.
2уровень - длина прыжка 99- 66 см.
3 уровень - длина прыжка 66 см и менее.
Задание № 2
Цель: определить уровень развития навыка отбивания мяча от земли одной рукой.
Методика диагностики
Предложить ребенку отбивать мяч (диаметром 20 см) одной рукой.
1 уровень- после отскока от пола ловит мяч более 5 раз.
2 уровень - после отскока от пола ловит мяч 5 раз.
3 уровень — после отскока от пола ловит мяч менее 5 раз.
Задание № 3
Цель: определить уровень развития навыка лазания по гимнастической лестнице произвольным способом.
Методика диагностики
Наблюдение лазания по гимнастической лестнице (2,5м)
1 уровень - легко уверенно лазает, свободно перелезает с пролета на пролет.
2 уровень - лазает уверенно, затрудняется в перелезании с пролета на пролет.
3 уровень - боится перелезать с пролета на пролет, лазает неуверенно.
Задание на практику
Провести диагностическую работу с двумя детьми младшего или среднего возраста. Результаты занести в протокол. Сделать выводы, спланировать индивидуальную работу.
Вывод: продумать индивидуальную работу по формированию навыков основных движений.
Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста
Тема: Основные движения. Старшая, подготовительная группа.
Задание № 1
Цель: определить уровень развития навыка прыжка в длину с разбега.
Методика диагностики
Длина прыжка измеряется расстоянием от точки касания носком толчковой ноги до пяток, в момент приземления. Засчитывается лучший результат из 3-х попыток.
Длина разбега 4-6 м.
Прыжки в длину с разбега
Старшая группа
1 уровень 170 см и более
2 уровень от 120 см до 169 см
3 уровень 119 см и менее
Подготовительная группа
1 уровень 190 см и более
2 уровень от 135 см до 189 см
3 уровень 134 см и менее
Задание № 2
Цель: определить уровень развития равновесия.
Методика диагностики
Предложить ребенку стоять на одной ноге, при этом другая согнута в колене в сторону, ступня прижата к стоящей ноге, руки в стороны. Фиксируется лучший результат из 3-х попыток (между попытками отдых 30 сек).
Равновесие
Старшая группа
1 уровень 30 сек и более
2 уровень 8 сек
3 уровень менее 8 сек
Подготовительная группа
1 уровень 20 сек и более
2 уровень 15 сек
3 уровень менее 15 сек
Задание № 3
Цель: определить уровень развития навыка отбивания мяча одной рукой.
Методика диагностики
Предложить ребенку отбивать мяч (диаметром 20-25 см) одной рукой.
Фиксируется лучший результат из 3-х попыток.
Отбивание мяча одной рукой
Старшая группа
1 уровень 10 раз и более
2 уровень от 7 до 9 раз
3 уровень менее 6 раз
Подготовительная группа
1 уровень 15 раз и более
2 уровень от 9 до 14 раз
3 уровень менее 8 раз
Задание на практику
Провести диагностическую работу с детьми. Результаты занести в протокол, сделать выводы и продумать план индивидуальной работы.
Сводный протокол
РАЗДЕЛ II. Формы работы по физическому воспитанию
Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность.
При этом каждая из форм физического воспитания имеет своё специфическое назначение: обучающее (физкультурное занятие, организационное (утренняя гимнастика, стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки, активный отдых (спортивные праздники, вечера развлечений). Представляем Вам временные нормативы проведения физкультурных занятий и планы-конспекты для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Возрастная группа Младшая гр. Средняя гр. Старшая гр. Подгот. гр.
Продолжительность занятия 15-20 мин. 20 мин 20-25 мин. 25-30 мин
Количество ОРУ в комплексе 4-5 упр. 5-6 упр. 6-7 упр. 6-8 упр.
Количество основных движений 1-2 упр. 2-3 упр. 3-5 упр. 3-5 упр.
Правила записи ОРУ в комплексе
1. Название упражнения.
2. Исходное положение.
3. Выполнение.
4. Исходное положение.
Пример записи ОРУ для старшей группы
«Ножницы». (5 раз)
И. П. – сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади.
1- поднять ноги, оттянув носки.
2- скрестить.
3-развести
4 – исходное положение
ПЛАН-КОНСПЕКТ физкультурного занятия сюжетного характера для детей младшего возраста
Части физк. занятия.
Содержание
Дозировка
Организационно-методические указания
I ч.
Колонна 10 сек Встать друг за другом. Мотивация: мы превращаемся в зайчиков.
- мягкая ходьба Зайчики идут по тропинке
- ходьба с наклонами 1 мин Ищем тропинку в траве
- ходьба в полуприседе Пролезли под паутину
- бег в колонне по одному 20 сек Убегаем от волка
- бег широким шагом Запутываем следы
-ходьба Пришли на лужайку
-перестроение в круг 30 сек
II ч.
ОРУ
1. «Длинные ушки»
И. п. : стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз.
1- руки в стороны
2 - руки вверх
3 - руки в стороны
4 - и. п.
4 раза
Показать совместное выполнение, положительная оценка.
2. «Напугаем волка»
И. п. : стоя, ноги расставлены, руки на поясе.
1- поворот направо, хлопок двумя руками.
2 - и. п.
3 - поворот налево, хлопок
6 раз
Показать совместное выполнение, положительная оценка.
Не отрывать ноги от пола, спина прямая.
3. «Щиплем травку»
И. п. : стоя, ноги вместе, руки вниз.
1- присесть, имитация руками.
2 – и. п.
5 раз
Показать совместное выполнение, положительная оценка.
Одновременное выполнение упражнения.
4. «Короткие, длинные ножки».
И. п. : сидя.
1- согнуть ноги, обхватить руками.
2-и. п.
6 раз
Длинные ножки – у зайчика,
короткие – у ёжика.
5. Подпрыгивание.
И. п. : ноги вместе, руки – «лапки».
Подпрыгивание на месте с хлопками.
10 раз х 2
Показать.
Греем лапки.
Основные движения.
1. Ходьба по скамейке, сохраняя равновесие.
4 раза
Поточный способ(2 потока)
Ходьба по мостику и прыжки с кочки на кочку.
2. Прыжки из обруча в обруч на двух ногах.
4 раза
6. Подвижная игра «Зайцы и волк»
3 раза
Напомнить правила, повторить слова, использовать маску волка.
IIIч.
Спокойная ходьба 1 мин
Возвращаемся из леса домой.
Мы предложили Вам опорный конспект и методические рекомендации, которые помогут подобрать материал и написать конспекты занятия с учетом правил записи упражнений для разных возрастных групп.