оксана сабурова
Эссе «Педагогическая концепция»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА –
ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
(МАДОУ «Улыбка»)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Сабуровой Оксаны Сергеевны
г. Лабытнанги
2016 г.
Однажды Сократ сказал, что «все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач».
Публикация «Эссе „Педагогическая концепция“» размещена в разделах
Я считаю, что психолог объединяет в себе эти три профессии. Потому что: хороший психолог – это врач, для которого главный закон: «Не навреди». Без приборов и инструментов мы наблюдаем за душевным, нравственным здоровьем наших детей. Без микстур и уколов лечим словом, советом, улыбкой, вниманием.
Хороший психолог – это мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта взрослых и детей. Он не разделяет, чтобы властвовать, но, как настоящий миротворец, сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии. Педагог-психолог, как Фемида, на весах правосудия, взвешивает добро и зло, поступки и действия, но не карает, а старается предупредить.
Важная цель моей работы: помочь ребенку уверенно войти в жизнь, в общество, здоровым и гармоничным образом. При этом усилия родителей, педагогов и всех остальных взрослых, окружающих ребенка, должны соединиться, а моей основной функцией как педагога-психолога в детском саду создать условия, которые: способствуют эмоциональному благополучию воспитанников, обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов деятельности как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
На сегодняшний день у многих детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенная раздражительность и агрессивность. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у воспитанников.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия детей и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, я рассматриваю один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется это Арт-терапия.
Арт-терапия – это одна из психолого-педагогических технологий использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяющий проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные у детей с обучением, у педагогов с работой у родителей с воспитанием. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности.
Одновременно арт-терапия позволяет достичь цели моей работы кратчайшим путем через реализацию следующих задач:
• участвовать в воспитательном процессе в целом.
• наблюдать и определять особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития;
• определять готовность ребенка к школе и проводить соответствующие развивающие и коррекционные работы.
Современная арт-терапия включает множество направлений. В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно применяю такие арт-терапевтические методы как: игротерапия, изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, цветотерапия.
Игротерапия. Это – естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте.
Детям бывает очень непросто поделиться с взрослым, да и друг с другом, своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный игровой материал, действуя с ним различным образом, разыгрывая и тем самым вновь и вновь проживая определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской души». Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преображать свой опыт, свой личный мир.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, развивающая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях. Щадящая методика такой практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе и с маленькими детьми.
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития.
Как правило, все, что любимо и что нравится ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Если же ребенок постоянно выбирает темные цвета, это указывает на то, что ребенок подвергся стрессу, у него преобладают какие-то страхи, которые он не может сам распознать и рассказать о них.
Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.
Очень эффективно арт-терапевтические методы работы проявляются в разработанных мною детских играх
направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения:
1. Дождик настроений.
Струями дождя являются разноцветные ленты. Находясь под «теплыми» или «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю уединиться под «теплыми» струями; разбушевавшемуся – под «холодными». Также дети могут передвигаться вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Эта игра учит детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, также учит правильно ощущать цвета.
2. Цветочная сказка.
Подготавливается цветок с разноцветными лепестками. Детям предлагается дать каждому лепестку название, каким либо временем года, и расселить на них жителей. В качестве жителей могут выступать мелкие игрушки, персонажи кукольного театра или карточки со сказочными персонажами. Дети должны обосновать свой выбор. Рассказать, почему поселили своего героя на тот или иной цвет?
Игра на этом не заканчивается – напротив, дальше предлагается широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно придумывать различные истории про жителей разных городов. Также можно усложнять сюжет, добавляя в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь «цветных» жителей, нарушая порядок и гармонию.
3. Цветная вертушка.
Дети дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу останавливаются. Называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т. д. Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или о событии в жизни, о котором напомнил цвет.
Дидактический столик «РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети, рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории.
Т. е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.
Аналогично можно путешествовать по «РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ».
«ПОКРЫВАЛА ФЕИ»
цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
Часто арт-терапивтическох технологии являются сенсорная комната, которую я использую для индивидуальной и подгрупповой развивающей, коррекционно-развивающей работы с детьми.
Особенно важным моментом работы в этом направление то, что сенсорная система детей только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают их познавательную активность, а именно: развитие коммуникативной сферы, психических процессов детей и гармонизацию их эмоционально-волевой сферы.
Практически все оборудование сенсорной комнаты обладает цветотерапевтическим эффектом.
Одним из основных терапевтических методов в сенсорной комнате является музыкотерапия:
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Поэтому очень полезно слушать классическую музыку.
Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т. д.
В качестве музыки для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подойдут акустические композиции, имитирующие звуки природы.
В сенсорной комнате для этого у меня есть все необходимое:
СД диски с классической, релаксационной музыкой.
Сенсорная комната помогает создать волшебную, сказочную атмосферу и желание воплотить все мечты в реальность, что делает метод сказкотерапия более эффективной.
На данный момент я создаю картотеку психотерапевтических сказок. Но бывает так, что необходимо придумывать свои сказки, чтобы помочь ребенку.
Педагогическая работа похожа на работу садовода. Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом». И именно от моей работы, любви, внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит красота его души.
Применение технологий арт-терапии в работе педагога-психолога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.