Лучший педагог года

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Надежда Епифанова
Педагогическая концепция учителя-логопеда

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Безусловно, важнейшим периодом для активного развития речи детей является детство. Поэтому дошкольное образование ставит одной из ведущих задач – формирование речи ребенка. Но, поступая в школу, некоторые ученики сталкиваются с проблемами освоения родного языка, решить которые не удается без дополнительной помощи педагогов.

Публикация «Педагогическая концепция учителя-логопеда» размещена в разделах

Важно понимать, что язык является основным средством человеческого общения и познания, приобщения к культуре, к ценностям своего народа и неотъемлемым условием обучения и воспитания. Человеческая речь сопровождает практически любую нашу деятельность. Поэтому чем богаче и грамотнее она развита у ребенка, тем легче ему высказывать мысли, тем шире его кругозор и проще выстраивание межличностных отношений среди сверстников и взрослых, что обеспечивает в будущем успешное становление личности человека.

Как мы отметили ранее, недостатки в развитии речевой системы встречаются не только у детей дошкольного возраста, но и у учащихся школ. Говоря о детях с нарушениями речи, необходимо помнить, что это дети с первично сохранным слухом и интеллектом. При этом дефекты речи у них могут быть разнообразны: от трудностей звукопроизношения до недостаточно сформированной лексико-грамматической стороны речи и нарушений чтения и письма.

Для каждого родителя главным является здоровье и благополучие своего ребенка, поэтому большое значение для семьи играет своевременная помощь, оказываемая учителями-логопедами. Кто же эти специалисты в моем понимании?

Логопеды – интересный круг людей,

В них симбиоз заложен трех профессий:

Они и педагоги, и врачи,

Частично и психологи, конечно.

Кому еще, если не им, дано понять,

Какая речь сложнейшая система,

Как важно в ней звено не потерять,

Чтоб не возникла целая проблема.

И пусть незнающие люди говорят,

Что только БУКВЫ называть они и учат.

На самом деле, Божий Дар хранят,

Чтоб жизнь была хоть чуточку благополучней.

Так почему же эта специальность – «симбиоз трех профессий»? Давайте поразмышляем. Учитель-логопед – это в первую очередь педагог, владеющий необходимыми профессиональными знаниями, методиками развития и коррекции речевой системы у детей и взрослых. Квалифицированный специалист обладает навыками обследования состояния устной и письменной речи; может грамотно выявить, объяснить причины возникновения нарушений и выстроить маршрут коррекционной логопедической работы с ребенком.

Еще одна профессия, с которой связаны логопеды – это врачи. Для того чтобы понять механизм недостатков речи, необходимо знать, как в целом осуществляется речевая деятельность, с помощью каких высших психических функций она протекает и какую роль в этом процессе играет нервная система человека.

От чего же учитель-логопед еще и психолог? Немаловажным фактором, в данной профессиональной деятельности, является работа не только с детьми, но и с их родителями. Многим из них необходима поддержка, беседа о перспективах речевого развития ребенка, простое объяснение причин и механизмов трудностей, возникших у их сына/дочери. Я считаю, что невозможно найти общий язык с детьми, не принимая их как полноправных партнеров в сотрудничестве, ставя себя на «вершину», до которой ученики не могут добраться. Моя профессиональная деятельность строиться на принципе: «Всегда помни, что ты тоже был ребенком». Этот тезис не значит, что детям обеспечивается вседозволенность в любых действиях. Он подразумевает, что педагог должен уметь «просчитать» реакцию воспитанника на несколько шагов вперед, уметь быстро перестроиться по ходу занятия; знать, что интересно ребенку в данном возрасте; выстраивать логопедические занятия с учетом ведущего вида деятельности и быть достаточно требовательным, творческим и открытым человеком по отношению к детям.

Личностный портрет учителя-логопеда многогранен. В его арсенал входит опрятный внешний вид, речевой этикет, улыбка и доброжелательность, профессиональная этика, терпение и внимательность. В совокупности с эффективной коррекционной работой и стараниями самого учащегося все это открывает для ребенка новые возможности общения. Самым удивительным моментом в своей работе я считаю то мгновение, когда у детей начинает получаться что-то, что ранее было им недоступно: будь то произношение звука или безошибочное письмо. Их искренняя улыбка и блеск в глазах заряжают меня и дают понимание того, насколько важна в жизни выбранная мной профессия.

Как ранее отмечено, «речь – сложнейшая система». На самом деле она представляет собой результат согласованной деятельности речевых и неречевых зон коры головного мозга и напрямую зависит от развития высших психических функций, таких как память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому разрабатывая структуру занятия, я обязательно включаю в него общеразвивающие задания, дидактические игры и упражнения. Помимо основной цели урока, мы с детьми учимся ставить задачи для ее реализации, делать выводы, обобщать усвоенный материал и проводить параллели, где им в жизни могут пригодиться полученные знания. Данные элементы проблемного обучения нацелены на развитие основных мыслительных операций, изобретательности и умения высказывать свои мысли.

Также в работе с учащимися используются элементы игровых технологий, песочной терапии, так как ведущий вид деятельности в школе – учебная. В рамках здоровьесберегающих технологий провожу артикуляционную, пальчиковую, зрительную гимнастику и физкультминутки.

Я считаю, что моя профессия интересная, ответственная и не менее сложная, чем иные специальности. У каждого из нас возникают разные трудности, но осознание того, что ты приносишь своим делом пользу детям, прививаешь им любовь к родному языку и закладываешь необходимые для жизни знания, умения и навыки – вызывает в душе гордость за профессию «Учитель-логопед».

Публикации по теме:

Эссе учителя-логопеда «Моя педагогическая философия» Эссе «Я учитель - логопед» В моих руках самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы. Я помогаю детям не только исправить.

Характеристика учителя-логопеда Характеристика учителя – логопеда I квалификационной категории МАДОУ № 3 «Радуга» города Асино Томской области Борщевой Веры Александровны.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Педагогическая концепция «Развитие познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность» Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Актуальность темы Метод проекта.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Педагогическая концепция «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Портфолио учителя-логопеда Содержание портфолио Пояснительная записка Раздел I. Общие сведения о педагоге 1.1. Сведения о базовом профессиональном образовании 1.2.

Портфолио учителя-логопеда Эссе «Я - педагог». "Многому я научилась у своих наставников, ещё более – у своих товарищей, но более всего – у своих учеников" Талмуд.

Эссе «Моя педагогическая концепция» ЭССЕ «Моя педагогическая концепция». "Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он Духов.

Эссе учителя-логопеда «Моя педагогическая философия» «Умение воспитывать – это все-таки искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». А. С. Макаренко. На свете есть.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая концепция учителя-логопеда
Опубликовано: 23 августа 2018 в 12:34
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД