МААМ-картинки

Педагогическая диагностика в ДОУ

Янина Павлова
Педагогическая диагностика в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ДОУ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОКРУЖНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

При реализации Основной образовательной Программы в нашем дошкольном учреждении проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.

Публикация «Педагогическая диагностика в ДОУ» размещена в разделах

Целью педагогической диагностики для педагогов учреждения является выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития ребенка. Так же в целях повышения качества дошкольного образования в ходе проведения диагностики происходит установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, позволяющий корректировать воспитательно – образовательный процесс детского сада.

По результатам педагогической диагностики конструируется образовательный процесс ДОУ, планируется индивидуальная работа по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.

Педагогическая диагностика введена нами в качестве обязательной формы работы с детьми (содержание педагогической диагностики введено нами в организационный раздел образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений). Вместе с тем, требования к организации педагогической диагностики подверглись существенным преобразованиям. В качестве основного назначения педагогической диагностики нами определяется оценка индивидуального развития детей, которая используется исключительно для решения образовательных задач, направленных на индивидуализацию образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития, а также для оптимизации работы с группой детей.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Фиксация результатов (Входная и итоговая диагностики) проводятся в октябре (первые 10 дней месяца) и мае (последние 10 дней месяца).

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

О проведении диагностики мы информируем родителей. При этом очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ мы используем:

- наблюдение

- изучения продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

-беседы

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Наблюдение за ребё нком мы осуществляем в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», «ты молодец!», «я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

При обследовании дошкольников мы придерживаемся «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников:

- проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

- Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.

- обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.

- с ребенком работает один взрослый.

- не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка;

- обследование проводится обязательно в игровой форме и в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов;

- диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.

- нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.

На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом мы делаем – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год.

Результаты оценки индивидуального развития ребенка вносятся воспитателями и специалистами ДОУ в карты педагогической диагностики, сводные по картам предоставляются заведующей доу. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год.

В своей работе мы используем диагностику Московского центра качества образования.

Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми, игровой, познавательной, речевой, проектной и других видах детской деятельности. Содержание и формы организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста определяются на основе анализа диагностических карт индивидуальных достижений ребёнка. Данная инновация введена на основе переработки принципов и технологий организации педагогической диагностики с детьми раннего и дошкольного возраста.

Карта наблюдений включает показатели развития пяти образовательных областей по ФГОС ДО:

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие.

Показатели развития этих образовательных областей определяются по результатам наблюдения педагогом за ребёнком в течение всего учебного года.

Исходные данные

Педагог (воспитатель) внимательно читает приведенные показатели образовательных областей и в зависимости от устойчивости их проявлений у данного ребенка отмечает "+", выбирая соответствующую ячейку на листе "Исходные данные".

При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается:

- показатель "сформирован" означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

- показатель "находится в стадии формирования" означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

- показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

Результаты

На листе "Результаты" автоматически проставляется суммарное количество показателей каждой образовательной области в соответствующей ячейке по степени устойчивости.

Мы немного изменили оценку индивидуального развития ребёнка.

— показатель сформирован (2 балла) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым;

— показатель в стадии формирования (1 балл) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;

— показатель не сформирован (0 баллов) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Оценки «сформирован» и «в стадии формирования» отражают состояние нормы развития и освоения Основной образовательной программы.

Преобладание оценок «сформирован» свидетельствует об успешном развитии и освоении детьми основной образовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «не сформирован», следует усилить индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации Основной образовательной программы.

По результатам педагогической диагностики, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка.

Методологическая основа педагогической диагностики :

Для проведения педагогической диагностики используются параметры педагогической диагностики индивидуального развития детей от 3 до 7 лет.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап

Контроль

Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующим посредством следующих форм:

— ежедневный текущий контроль;

— тематический контроль;

— оперативный контроль;

Виды деятельности в рамках контроля: педагогические наблюдения; изучение и анализ документации, собеседования.

Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на педагогических совещаниях и педсоветах ДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки индивидуальных программ.

Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ в целях принятия управленческих решений.

Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются:

— родители (законные представители) воспитанников,

педагоги (непосредственно работающие с ребенком).

Документация

Результаты оценки индивидуального развития детей, хранятся у педагогов и в электронном виде в кабинете заведующей. Обновляются по мере необходимости.

Публикации по теме:

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста Диагностика экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. МайВ последнюю неделю мая с детьми проводят диагностические.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Диагностика выполнения программы в малом бассейне Диагностика выполнения программы в малом бассейне Определение физической подготовленности учеников в воде в рамках программы по обучению.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая диагностика в ДОУ
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 17:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая диагностика в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Янина Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД