Получи документы

Педагогическая диагностика как фактор повышения качества воспитательного процесса

Рыбалко Татьяна Геннадьевна
Педагогическая диагностика как фактор повышения качества воспитательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая диагностика как фактор повышения качества воспитательного процесса

Согласно Закону об образовании РФ, «образование» является

базовым термином и обозначает «целенаправленный процесс воспитания и

обучения в интересах человека, общества, государства». Тем не менее, термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики

сохраняет все свои значения. И прежде всего - как педагогический процесс

Публикация «Педагогическая диагностика как фактор повышения качества воспитательного процесса» размещена в разделах

формирования личности, передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. При этом под «опытом» понимают знания, умения, навыки, способы мышления, нравственные, эстетические и правовые нормы -то есть всё духовное наследие человечества. Воспитание можно рассматривать и как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической установки, подготовки к жизни в обществе. В педагогике под целью воспитания принято понимать «конечный результат формирования личности». С позиции дополнительного образования, воспитание- целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, его вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни; процесс целенаправленного развития способностей обучающегося, помогающих ему взаимодействовать с миром. Воспитательная деятельность педагога опирается, прежде всего, на духовно-нравственные ценности. Таким образом, цель воспитания в системе дополнительного образования — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

В процессе реализации образовательных программ большое значение имеют критерии воспитанности ребёнка. Воспитанность понимается как степень соответствия личностного развития ребёнка поставленной педагогами цели, где цель выступает некоторым общим показателем, позволяющим судить о степени педагогического успеха.

Воспитательный процесс в процессе реализации ДООП базируется на следующих педагогических принципах :

-целесообразность (наличие в качестве цели образца как социально-культурного ориентира);

-культуросообразность (соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как высшим достижениям исторического развития человечества);

-системность (присутствие определённой системы организуемых влияний, их взаимозависимость);

-креативность (нацеленность на творческое, инновационное, нестандартное развитие личности).

Одними из приоритетных направлений воспитания в дополнительном образовании являются духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Сухомлинский В. А. писал, что «нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость-радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке».

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование гармоничной личности ребенка, развитие её ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых общекультурных ценностей, то есть передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных старшими поколениями; формирование принципов и норм в отношениях людей друг к другу, к семье, коллективу, обществу, к труду, к своим обязанностям и к самому себе; развитие таких доминантных качеств, как толерантность, товарищество, чувство эмпатии и справедливости, нравственная готовность к тому или иному виду деятельности, активное доброе отношение к действительности, уважение к людям. В. А. «Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика», - утверждал Сухомлинский В. А.

Патриотическое воспитание рассматривается в образовательном процессе как нравственное качество личности. Воспитание патриотизма- одна из актуальных проблем современного общества. Будущее детей должно иметь свой нравственный стержень- любовь к Родине. Патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему.

Педагогическая наука утверждает, что наиболее благоприятные психолого-педагогические условия для воспитания нравственных качеств ребенка, в том числе патриотизма, складываются в старшем дошкольном возрасте, когда активно происходит формирование основных жизненных ценностей и позиций. Опыт показывает, говорил В. А. Сухомлинский, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Реализация дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Музыка и мы» художественной направленности для обучающихся 5-7 лет предполагает проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которая позволяет всем участникам образовательного процесса оценить реальную результативность образовательной деятельности, выявить уровень развития творческих способностей и личностных качеств ребенка, их соответствие прогнозируемым результатам программы.

Промежуточная аттестация проходит в следующих формах: открытое занятие, отчетный концерт для родителей. Форма проведения итоговой аттестации обучающихся — викторина, конкурс, открытое занятие, итоговое занятие, выпускной итоговый праздник. Срок проведения аттестации – май месяц.

В целях повышения качества образовательного процесса и отслеживания эффективности реализации программного материала, определения реальных возможностей каждого ребенка и создания оптимальных условий для его успешного обучения, в программе применяются диагностические методики, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов, разработаны показатели и критерии диагностического исследования уровней предметной и метапредметной компетенций, сферы личностного роста. Диагностическое исследование проходит в 2 этапа: нулевой (начальный) срез- сентябрь месяц; конечный (итоговый) срез- май месяц.

В процессе исследования эффективности воспитания особое значение имеет системная диагностика. Решение диагностических задач предполагает, прежде всего, выявление критериев воспитания и определение на их основе показателей эффективности воспитания. Сегодня под критериями понимаются стандарты, по степени приближения к которым дается оценка того или иного вида деятельности. Критерии выступают образцом, эталоном, выражают высокий, наиболее оптимальный уровень воспитанности, определяют степень его соответствия, приближения к идеалу.

Одним из приоритетных исследований является диагностическое исследование сферы личностного роста обучающихся. Сфера личностного развития обучающегося оценивается по 3 уровням (высокий, средний, низкий) и по следующим критериям:

уровень воспитанности

уровень социальных навыков

уровень регулятивных навыков

уровень развития духовно- нравственной сферы

уровень формирования гражданско-патриотических чувств

Итак, рассмотрим актуальные для нас критерии воспитания – уровень воспитанности, уровень сформированности социальных навыков, уровень регулятивных навыков; уровень развития духовно-нравственной сферы и уровень сформированности патриотических чувств.

1. Уровень воспитанности

Высокий уровень Обучающийся принимает гуманистические ценности и ориентации. Активно формируются эстетические потребности, этические нормы, основы коммуникативной и общей культуры. Знает и применяет правила поведения в обществе, на занятиях, нормы поведения, в том числе речевого. Понимает значимость безопасного и здорового образа жизни. Бережно относится к материальным и духовным ценностям: к окружающему миру, природе, животным и растениям. Ценит и бережет чужой труд. Прислушивается к чужому мнению. Сформирован базовый элементарный уровень толерантности. Доброжелательный и отзывчивый, умеет сопереживать и сочувствовать, развита эмпатия. Уважительно относится к родителям, членам семьи, к незнакомым людям, людям преклонного пожилого возраста.

Средний уровень Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических норм, экологической культуры находится на начальном этапе. Понимает значимость безопасного и здорового образа жизни. Не всегда бережно относится к материальным и духовным ценностям. Не всегда уважительно относится к чужому труду, к чужому мнению. Бывает доброжелательным и отзывчивым.

Низкий уровень Не знаком с этическими и эстетическими нормами, основами экологической культуры. Нарушает правила поведения на занятиях, правила безопасности жизнедеятельности. Конфликтен.

2. Уровень социальных навыков

Высокий уровень Активно формируется система ценностных отношений к себе и другим участникам образовательного процесса. Умеет ориентироваться в ценностно- смысловых и социальных ролях, межличностных отношениях. Активно осваивает нормы социального взаимодействия. Проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Понимает ценность социально значимого труда, владеет трудовыми навыками. Готов к самостоятельным действиям. Ответственно относится к собственным поступкам, к порученным делам и заданиям. Развиты навыки социальной активности как в детском объединении, так и вне образовательного учреждения.

Средний уровень Постепенно осваивает нормы социального взаимодействия. Не всегда проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Часто не готов к самостоятельным действиям. Не всегда может объяснить собственные поступки.

Низкий уровень Не желает осваивать нормы социального взаимодействия. Не умеет проявлять такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Не готов к самостоятельным действиям. Не может объяснить собственные поступки. Конфликтен.

3. Регулятивные навыки

Высокий уровень Умеет управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Активно формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях. Инициативный и самостоятельный. Умеет адекватно оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. В достаточной степени присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка.

Средний уровень Не всегда управляет своей деятельностью, контролирует и корректирует поведение в соответствии с ситуацией. Имеет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях, но применяет не часто. Не всегда организован и сосредоточен. Бывает не внимателен. Умеет оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. Присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка.

Низкий уровень Не умеет управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Имеет незначительные навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях. Не организован. Не контролирует свое поведение.

4. Уровень развития духовно- нравственной сферы

Высокий уровень Имеет представления о ценностях и понимание нравственных норм. Проявляет эмоциональное отношение к тем или иным жизненным ситуациям, значимых с точки зрения нравственности. Присутствует устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе. Умеет рассуждать, анализировать и делать выводы о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения, которое социально одобряемо и приемлемо. Умеет видеть радость и неудачи другого и реагировать на них активными эмоциональными реакциями, самостоятельно отбирать и применять различные способы сопереживания и сочувствия по отношению к другому человеку, независимо от предпочтений и симпатий. Знает народные праздники, традиции, игрушки, предметы быта. Присутствует уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору; есть стремление к их творческому освоению и сохранению. Проявляет интерес к художественному творчеству, детской литературе, музыке; с удовольствием посещает с педагогом или родителями спектакли, концерты, выставки.

Средний уровень Имеет некоторые представления о ценностях и понимание нравственных норм. Не всегда проявляет эмоциональное отношение к тем или иным жизненным ситуациям, значимых с точки зрения нравственности. Не всегда умеет рассуждать, анализировать и делать выводы о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения, которое социально одобряемо и приемлемо. Иногда видит радость и неудачи другого и не всегда реагирует на них активными эмоциональными реакциями. Способы сопереживания и сочувствия однообразны и чаще всего подражательны, поведение ситуативно и избирательно. Знает немногие народные праздники, традиции,игрушки, предметы быта. Присутствует незначительный интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору; иногда есть стремление к их творческому освоению и сохранению. Не проявляет особый интерес к художественному творчеству, детской литературе, музыке; не всегда с желанием посещает с педагогом или родителями спектакли, концерты, выставки.

Низкий уровень Отсутствуют представления о ценностях и понимание нравственных норм. Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. Не имеет четких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. Не замечает эмоций сверстника, его эмоциональные реакции носят пассивный характер; эпизодически и фрагментарно встречаются отдельные элементы проявления сопереживания и сочувствия к сверстнику. Не проявляет эмпатию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым. Не реагирует на успех и неудачи других (равнодушен или реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче).

5. Уровень формирования гражданско-патриотических чувств

Уровни Критерии

Знания в области базовых понятий: страна, город, семья

(когнитивный компонент) Патриотические чувства (эмоционально- мотивационный компонент) Патриотическая деятельность (поведенческий компонент).

Высокий уровень Обладает в полном объеме (для данного возраста) знаниями и понятиями: Родина и Малая Родина, страна Россия, столица государства, государственная символика, флаг, герб, гимн, патриот. Знает и узнает флаг, герб, гимн России, герб города. Знает историю своей семьи, имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках знает ключевые события в истории России, важнейшие события из истории родного края, родного города.

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, главные улицы, площади города. Ребенок осознает себя гражданином своей страны, уважительно и с гордостью относится к ее символике (флагу, гербу, гимну).

Активно формируются патриотические чувства (интересы, желания, начальные мотивы патриотической деятельности; достаточно полно развиты патриотические чувства к семье, родине; присутствует эмоциональная оценка своей общественно-полезной, образовательной и творческой деятельности; умеет

заботиться об окружающей природе, о близких людях, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками; эмоционально отзывчив. Присутствуют элементы патриотической деятельность: ребенок активно выступает в качестве исполнителя доступных видов деятельности, организованных и регулируемых взрослыми.

Знает различные в соответствии с возрастом формы проявления патриотизма, умеет анализировать свои чувства, мотивы деятельности, оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм.

Средний уровень Обладает некоторыми знаниями и понятиями: Родина и Малая Родина, страна Россия, столица государства, государственная символика. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Не всегда определяет и узнает флаг, герб, гимн России, герб города. Затрудняется рассказать историю своей семьи, имеет недостаточное представление о членах семьи и ближайших родственниках; с помощью педагога называет ключевые события в истории России, важнейшие события из истории родного края, родного города. Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес. С помощью взрослого называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, главные улицы и площади. Ребенок уважительно относится к государственной символике (флагу, гербу, гимну); формируются патриотические чувства к семье, родине; иногда присутствует эмоциональная оценка своей общественно-полезной, образовательной и творческой деятельности; совместно с педагогом умеет

заботиться об окружающей природе, о близких людях, не всегда проявляет дружелюбие и считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться со сверстниками; иногда эмоционально отзывчив. Не всегда присутствуют элементы патриотической деятельность: ребенок периодически выступает в качестве исполнителя доступных видов деятельности, организованных и регулируемых взрослыми.

Присутствуют некоторые

первоначальные умения анализировать свои чувства, мотивы деятельности, иногда может оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм.

Низкий уровень Не знает сущность понятий: Родина и Малая Родина, страна Россия, столица государства, государственная символика, но узнает флаг, герб России. Затрудняется рассказать историю своей семьи, не знает информацию о членах семьи и ближайших родственниках; не знает ключевые события в истории России, важнейшие события из истории родного края, родного города.

Знает свое имя, фамилию, затрудняется назвать свой город, свой адрес. Плохо знает город, главные улицы и площади. Патриотические чувства не сформированы; отсутствует эмоциональная оценка своей общественно-полезной, образовательной и творческой деятельности; нет умения анализировать свои чувства, мотивы деятельности, не может оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм; не знает, как

заботиться об окружающей природе, о близких людях, не проявляет дружелюбие и не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться со сверстниками; эмоционально не отзывчив. Не готов к патриотической деятельности; нет

первоначальных умений анализировать свои чувства, мотивы деятельности, не может оценивать свои и чужие поступки с точки зрения общепринятых норм.

Таким образом, говоря об актуальности использования приемов педагогической диагностики в воспитательном процессе с обучающимися и в целом о воспитательном процессе в дополнительном образовании, трудно не согласиться с мыслями В. А. Сухомлинского, классика советской педагогики, педагога- новатора, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования : «Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями».

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт)«Родители-активные участники воспитательного процесса!» (фотоотчёт) Уже не один раз говорилось о необходимости соблюдать преемственность детского сада и семьи в воспитании активной, социально развитой личности.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализацииВзаимодействие детского сада с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации Современный детский сад - это социально-педагогическая система, взаимодействующая с немалым числом организаций, предприятий, учреждений.

Анкета для родителей по оценке качества деятельности учреждения Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании по оценке качества деятельности нашего Учреждения. 1. Как долго Ваш ребенок.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Актуальность: Дошкольное образование- это первый этап образования.

Уклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процессаУклад дошкольной образовательной организации как основа воспитательного процесса Воспитание сегодня очевидный и ясный приоритет государственной политики в области образования. Изменения Конституции РФ повлекли за собой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая диагностика как фактор повышения качества воспитательного процесса
Опубликовано: 2 февраля 2024 в 13:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая диагностика как фактор повышения качества воспитательного процесса» (включая файлы) размещена пользователем Рыбалко Татьяна Геннадьевна (УИ 3349629) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД