Латынцева Наталья
Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Поликарпова Н. В.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Улыбка» ЗМР РТ
(г. Зеленодольск)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения являются составной частью единой системы образования и предназначены для интеллектуального, духовного развития детей дошкольного возраста, удовлетворения их разнообразных образовательных и социально-культурных потребностей.
В нашем МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Улыбка» ЗМР РТ» систематически проводятся занятия с детьми, направленные на формирование патриотических чувств ребенка, его любви к Родине, родному краю. Также проводятся различные мероприятия, такие как празднования Дня города Зеленодольска, Дня народного единства, Дня Защитника Отечества, Дня Победы. Например, в связи с празднованием Дня Защитника Отечества мы обращаемся к такой музыкальной литературе, которая способствует воспитанию у детей устойчивого интереса к нашей Родине, к армии, развивают чувство восхищения военными героями, желание подражать им, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге. Мы активно используем такой музыкальный материал, который может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны. В качестве примера мы назовем: муз. и сл. Л. Туманова «Мой Зеленодольск»; муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца «Наш край»; муз. Т. Ефимовой, сл. Л. Рубальской «Лучший город на земле»; муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева «Здравствуй, Родина моя», муз. Л. Бирнова, сл. В. Харьковской «Здравствуй, утро ясное!», муз. И. Лученка, сл. Н. Тулуповой «Доброта», муз. 3. Левиной «Наша армия родная».
Патриотические чувства формируются у детей и в процессе их этно-культурного воспитания. Этнокультурная региональная составляющая образовательных программ призвана реализовать принцип защиты и развития национальных культур и региональных национальных традиций. Любовь к Родине можно назвать культурологической основой принадлежности к определённой части мира, где любят традиции и обычаи, где знают культуру и искусство своей страны, где берегут природу и исторические памятники, где сохраняют для будущих поколений культурное наследие всего народа, часто загадочное и до конца не понятое его наследниками. Народное искусство – это мощное средство воспитания человека, национальная гордость народа, его историческая память. Выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Только варварам свойственно не иметь истории и разрушать драгоценнейшие памятники» [1,12]. В числе этих памятников народное искусство занимает значительное место. Оно, пожалуй, главный хранитель достижений человеческого общества, его прогрессивного развития на протяжении многих поколений.
Действительно, важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социально-культурного творчества. Фольклор, народное прикладное творчество, старинные обряды, обычаи, праздники – это наши корни, без этого невозможно патриотическое воспитание. Без любви и интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни, не может состояться любовь к Родине.
В процессе этнокультурного образования детей дошкольного возраста педагоги :
1) помогают детям познать самих себя, а значит, помогают им узнать об их талантах, способностях, возможностях, помогают выявлять их интересы, склонности, направления творческого развития.
2) развивают их коммуникативные навыки: умение общаться, убедительно аргументировать, самостоятельно работать.
Значение формирования музыкальной культуры личности трудно переоценить, поскольку она позволяет ориентироваться не только в огромном потоке художественно-ценных ее образцов, но и стимулирует развитие эстетических и нравственных потребностей личности, способствуя подъему уровня ее духовной культуры.
Этнокультурный компонент реализуется в практике проведения таких праздников, как Масленница, Сабантуй, День родного языка, День сказок Тукая, Рождественские святки. Поются песни о дружбе, о временах года, о героях татарских сказок на татарском языке, о самих праздниках, играются мордовские, чувашские, марийские, башкирские, удмуртские музыкальные игры. Для работы в этом направлении необходимо владеть музыкальным материалом этнокультурной региональной составляющей. Мы обратились к нескольким сборникам с произведениями композиторов народов Поволжья. Первый из них - «Мордовиянь вайгель» (Голос Мордовии) - произведения композиторов Мордовии в переложении для домры и фортепиано (гитары) издательства Казанского университета 2018 года [4] содержит в себе интересные пьесы. Детям – дошкольникам нравится слушать их, знакомиться с мордовской культурой.
Содержание сборника «Ладушки» - песни, игры, музыкальные пьесы –издательства «Магариф», 2007г. [2] составляют наиболее яркие, интересные произведения композиторов Татарстана, написанные для детей дошкольного возраста. Это сочинения, которые могут быть использованы в первой и второй группе раннего возраста, в младшей группе. Жанры: колыбельная, песня, танец, изобразительная музыка (кошка, дудочка, птички, медведь).
Значительную часть сборника «Сайра, сандугач» занимают песни и пьесы, написанные на материале татарских народных песен и танцев, что позволяет музыкальным руководителям рассказать о культуре татар, вызывает интерес к татарской музыке, стимулирует общение внутри семьи на тему татарского фольклора, воспитывает у детей любовь к народному творчеству. Для детей дошкольного возраста среди множества художественно-образных элементов татарской народной музыки (таких как татмак, озын кой, юаткычлар, кунел ачу фольклоры, бишек жырлары) наиболее популярны уен жырлары – игровые песни. Назовем любимые произведения: «Аниса», «Чума урдэк, чума каз», «Апипа», «Кария-Закария».
Для слушания музыки можно использовать следующий сборник, «Балалар очен фортепиано пьесалары» («Детские фортепианные пьесы») издательства Казанской консерватории 1994г., он вышел в двух частях. В сборник включены детские фортепианные произведения известных татарских композиторов Назиба Наязовича Жиганова, Салиха Замалетдиновича Сайдашева, Мансура Ахметовича Музафарова, Александра Сергеевича Ключарева, Рустема Мухаметхазеевича Яхина, Джаудата Хазеевича Файзи, Исмая Гайнутдиновича Шамсутдинова, Загида Валеевича Хабибуллина и других. Пьесы могут использоваться в процессе реализации задач этнокультурного образования детей в детских садах.
Огромную, трудную, но необходимую работу проводят составители сборников национальной музыки. Еще один сборник издательства Казанской консерватории 2003года называется «Между Волгой и Уралом. Музыка республик Среднего Поволжья и Приуралья» для фортепиано, редактор-составитель Земфира Хамидовна Муштари, пособие предназначено для учащихся 1-4х классов ДМШ. [3] В сборнике представлена музыка Башкортостана, Марий Эл, Татарстана, Мордовии, Удмуртии и Чувашии. В него вошли сочинения композиторов и фольклорные обработки, предназначенные для исполнения на фортепиано. Фортепианные ансамбли выделены в отдельный раздел в конце пособия. Некоторые произведения опубликованы впервые. Многие обработки и переложения сделаны редактором – составителем специально для данного пособия. Музыкальная культура народов Среднего Поволжья и Приуралья привлекает прежде всего самобытностью ладовой палитры, в которой преобладает пентатоника. Пентатонный колорит наиболее характерен для татарской, марийской, чувашской и башкирской музыки, в меньшей степени для удмурдской музыки и почти совсем не проявляется в мордовском фольклоре. Кроме пентатоники в музыке этого большого региона звучат диатонические лады, а также элементы хроматики. Интересен метроритмический строй народных песен и танцев. В этом отношении особенно выделяется ритмика марийского фольклора с частыми синкопами, которая напоминает ритмику родственной ему старинной венгерской музыки, известной по обработкам Бела Бартока и Золтана Кодая. В музыкальных традициях Мордовии и Удмуртии большую роль играют многоголосное пение. Подголосочная полифония в фольклорных обработках этих республик может послужить развитию полифонического мышления юных пианистов. Одноголосные мелодии Башкортостана и Татарстана с их богатой изощренной орнаментикой ставят перед исполнителем проблемы иного интонационно-технического порядка. Некоторое представление о них дают обработки протяжных песен, изложенных в упрощенном виде. Особенности фольклора отражены и в творчестве композиторов. Композиторская музыка в сборнике в стилистическом отношении представлена достаточно разнообразно. Многие пьесы написаны в традиционно-романтической манере, в других используются приемы различных стилей диссонантно–динамического пианизма ХХ века. В целом издание сборника ставит целью расширение педагогического репертуара и ознакомление широкого круга педагогов и воспитанников детских садов России с самобытной музыкой народов среднего Поволжья и Приуралья.
Таким образом, музыка является таким видом искусства, которое отражает окружающую действительность посредством музыкальных образов, посредством системы музыкально-выразительных средств и потому имеет свои особенности и свое место в формировании общечеловеческих ценностей у дошкольников. Музыкальный язык – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональностью, и потому музыка близка детям.
Итак, патриотическое воспитание детей на музыкальных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях становится все более актуальным. Процесс патриотического воспитания, любви к Родине у детей дошкольного возраста должен быть направлен на обеспечение благоприятных условий для качественной социализации дошкольников с тем, чтобы они стали нравственно полноценными членами общества.
Литература.
1. Возлинский Г. М. Патриотизм есть чувство любви к Родине. // Национальная безопасность и геополитика России. - 2000. -№ 3. - С. 8-13.
2.«Ладушки - песни, игры, музыкальные пьесы».- Казань, изд-во Магариф», 2007. – 76с.
3.«Между Волгой и Уралом. Музыка республик Среднего Поволжья и Приуралья» для фортепиано. Редактор-составитель З. Х. Муштари. Пособие для учащихся 1-4х классов ДМШ. – Казань, изд-во Казанской государственной консерватории, 2003.- 104с.
4.«Мордовиянь вайгель» (Голос Мордовии) - произведения композиторов Мордовии а переложении для домры и фортепиано (гитары). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - 44с.