Наталья Казминова
Выступление на родительском собрании «Оздоровление дошкольников на музыкальных занятиях. Работа по программе «Са-Фи-Дансе»
В МКДОУ детском саду №11 «Солнышко» работаю музыкальным руководителем 27 лет. В своей работе большое внимание уделяю развитию у детей музыкального слуха и голоса, развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений. В последнее время по всей стране и в нашем детском саду много внимания стало уделяться здоровьесберегающим технологиям, оздоровлению детей, поэтому я решила внести свой вклад в эту работу – начала внедрять здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях, так как считаю, что музыка тесно связана со здоровьем детей.
Публикация «Выступление на родительском собрании „Оздоровление дошкольников на музыкальных занятиях, Работа по программе „Са-Фи-Дансе“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Мои наблюдения в течение многих лет показывают, что дети любят музыкальные занятия, с большим удовольствием их посещают, поэтому я поставила для себя задачу: сделать эти занятия не только приятными, но и полезными для здоровья.
Свои занятия я планирую, используя программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, но так как в ней мало внимания уделяется оздоровлению детей на музыкальных занятиях, решила в своей работе использовать дополнительные программы и методики.
Широко использую программу Ж. Е. Фирилёвой и Е. Г. Сайкиной «Са-фи-дансе». Она является оздоровительно-развивающей программой по танцевально-игровой гимнастике и направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, начиная с трёх лет и до поступления в школу.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья:
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного
аппарата;
- формировать правильную осанку;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
(Все разделы программы).
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников :
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти,
внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
- формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и
изящества танцевальных движений и танцев;
- развивать ручную умелость и мелкую моторику.
(Разделы «Игроритмика», «Игротанцы», «Ианцевально-ритмическая
гимнастика», «Игропластика», «Пальчиковая гимнастика», «Музыкально-
подвижные игры»)
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
- развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную
активность, расширять кругозор;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под
музыку;
- воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и
творчества в движениях;
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи
и трудолюбия.
(Разделы «Креативная гимнастика», «Музыкально-подвижные игры», «Игроритмика»)
В младшей группе начинаю использовать такие разделы программы как «Игроритмика». Упражнения по игроритмике помогают мне развивать у детей чувство ритма, двигательные способности. Это упражнения «Горошинки», «Дождик», «Громко-тихо», «Лошадки», «Зайчики» и другие. В этой же группе использую пальчиковую гимнастику, которую вместе с детьми сопровождаем короткими песенками. Это упражнения «Лодочка», «Божья коровка», «Весёлая семейка», «Пальчики-мальчики», «Белочка» и другие. Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику и координацию движений рук.
Так же в младшей группе широко использую такой раздел программы, как «Музыкально – подвижные игры». В играх использую приёмы имитаций, подражания, танцевальные движения. Всё это помогает детям на занятиях постоянно находиться в движении и получать одновременно музыкальные знания и навыки. Наиболее полюбившиеся детям игры – это «Попрыгунчики-воробушки»,
«Зеркало», «Цапля и лягушки», «Скок-скок», «Совушка» и другие.
В средней группе использую те же разделы, что и в младшей группе и добавляю раздел «Игротанцы». Игротанцы помогают мне формировать у детей танцевальные движения: танцевальные шаги,
хореографические упражнения, народные, современные и ритмические танцы.
В этом же возрасте начинаю использовать игровой самомассаж. Считаю его основой закаливания и оздоровления детского организма. Упражнения самомассажа выполняем в игровой форме, что доставляет детям немало радости, улучшает настроение. Наиболее любимые детьми упражнения: «Мочалочка», «Пальчики», «Утюжок» и другие.
Также в средней группе появляется новый раздел – «Креативная гимнастика». Этот раздел включает в себя применение нестандартных упражнений, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творчества, а также двигательных умений и навыков.
В старшей группе добавляется раздел «Игропластика», который помогает нетрадиционными методами развивать мышечную силу и гибкость детей. Такие упражнения, как «Морские фигуры», «Волшебник», «Велосипедисты», «Зоопарк» и другие, кроме мышечной нагрузки, дают детям возможность вволю покричать, подвигаться, свободно выражая свои эмоции, и помогают обрести внутреннюю свободу.
В старшей же группе включаю раздел «Танцевально - ритмическая гимнастика». Здесь разучиваем с детьми образно – танцевальные композиции, которые имеют свой сюжет: «Баба-Яга», «Будильник»,
«Дракончики» и другие. В эти композиции входят танцевальные движения и физические упражнения, которые оказывают определё нное воздействие на занимающихся: укрепляют мышцы рук, ног, развивают гибкость, поднимают настроение.
Таким образом, музыкальные занятия и использование на них программы «Са-фи-дансе» играют большую роль в оздоровлении детей и помогают чаще видеть их здоровыми и весёлыми.