Татьяна Игнатьева
Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.
Ребёнок идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и его окружение. Из мира семьи, где около него ежеминутно были родные с первых минут жизни люди, он попадает в совсем иной, разнообразный, привлекательный, но и пугающий его мир. Ребенок входит в социум.
Публикация «Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Средняя группа
- Темочки
Для наиболее оптимального и комфортного существования ребенка в период адаптации одним из компонентов этих условий используется музыка.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.
Моя задача, как музыкального руководителя, пробудить у малышей желание познать мир музыки.
Какую же роль в период адаптации выполняю я - музыкальный руководитель?
Моя деятельность в этот период не только музыкальная.
В течение месяца – полутора регулярно посещаю группу.
Первые посещения только наблюдаю за детьми, у воспитателей получаю сведения об особенностях каждого ребенка, о его семье, о течении адаптационного периода. По мере привыкания ребенка к обстановке делаю первые попытки сближения, т. е. в зависимости от ситуации могу помочь воспитателям переодеть, проводить на прогулку, взять ребенка на руки, пожалеть его, посочувствовать, разглядеть его игрушку, похвалить и т. д.
Наконец, я понимаю, что перестала быть чужой. Дети привыкли к моим посещениям, чаще идут на контакт. Созрел момент для первого музыкального занятия. Это занятие должно быть проведено обязательно в группе а не в зале, и без использования музыкальных инструментов. Голос - это универсальный музыкальный инструмент, знакомый и доступный детям.
В помощь себе беру игрушку (собачку или кошку). Сообщаю, что к ним пришли гости. Предлагаю детям поздороваться с гостем.
Игра «Дай ладошечку».
(ведущий поёт и гладит каждого ребёнка по ладоням)
Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке,
Я поглажу тебя по ладошечке.
(Когда педагог погладит по ладоням всем детям, просит детей погладить по ладоням его)
На ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке,
Ты погладь меня по ладошечке.
Даю возможность пообщаться с игрушкой и предлагаю послушать меня: «Я сейчас буду петь». И исполняю песню. Я стараюсь чтобы первое знакомство с музыкой не было затянуто. Чаще это всего 4-5 минут, пока детям интересно. Каждый раз заостряю внимание на фразе: «Я пою». Некоторые дети, чаще из семей, связанных с музыкальным миром, сразу начинают подпевать. Но в основном слушают, наблюдают, а иногда и пытаются прервать процесс пения, привлекая внимание на себя. Но для меня главное - не отвлекаться, я продолжаю петь песенку до конца, а ребенка можно погладить в этот момент по головке, осторожно прижать к себе, посадить на колени и прочее. Моя задача в этот период - научить детей слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я. Далее прошу детей помочь спеть для гостя.
Но если ребенок еще не готов это выполнить - не настаиваю. Наблюдая за детьми, часто вижу, как дети сначала не решительно «двигают губами», как бы пробуя: «Смогу ли я?» Следующая установка: «я пою, я широко открываю рот». И они делают это с удовольствием - просто открывают рот, без звука. На первом этапе поощряю любые «упражнения со звуком» - пение, подпевание, допевание, запаздывающее пение и любой набор звуков. Главное, чтобы ребенок включился в этот процесс, а не замолчал.
Но вот на занятие гость «приносит» погремушку. И опять знакомая тема. Я пою и манипулирую погремушкой, предлагаю наиболее активным детям повторить. Даю далее возможность попробовать каждому ребенку в отдельности, помогая ему, если нужно (песенка звучит многократно). И, наконец, приношу погремушки для всех детей. Как правило, к этому времени большая часть детей справляется с заданием самостоятельно и с удовольствием. Нерешительным, малоактивным помогаем с воспитателем. Под сопровождение погремушки теперь уже можно выполнить несложные танцевальные движения. И опять же, сначала откликаются наиболее активные дети, часть детей предпочитает быть наблюдателями. Не спешите их заставлять и получите «приз» - через 3 -4 занятия они сами это выполнят и с удовольствием.
На этапе проведения занятий в группе дети услышат звук бубна, металлофона, колокольчика. В сопровождении голоса и этих инструментов мы поем, пляшем, играем.
Дети учатся различать звучание этих, инструментов.
Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью, могут просто подбежать и обнять. Значит, этап привыкания закончен пора познакомиться с залом.
В группу приходят игрушки. Я им сообщаю: «Жучка вас приглашает в гости. Хотите посмотреть, где живут Жучка и Кошка?».
При помощи воспитателя и няни «кучкой» идем в зал. Дети располагаются свободно вокруг меня. Игрушки усаживаю на стульчик и говорю: «Сейчас я буду исполнять музыку. Хотите послушать? Жучка и Кошка тоже любят слушать музыку. А какую вам сыграть музыку - веселую или грустную?». Чаще дети выбирают веселую музыку.
Игровая форма проведения занятий становится основной. Занятия превращаются в маленький спектакль. Мы «гуляем» и пляшем, превращаемся в цветочки и листочки, ищем любимые игрушки и для них поем, приглашаем в гости игрушки из группы и учим их тому, чему уже сами научились, катаемся на лошадке, на поезде, на самолете.
Игра «Мишка, мишка, что ты долго спишь»
Подкрадываются к спящему мишке и поют:
Мишка, мишка,
Что ты долго спишь?
Мишка, мишка,
Что ты так храпишь?
Мишка, мишка,
Мишенька вставай!
Мишка, мишка,
Ребяток догоняй!
(убегают от мишки)
Часто повторяю детям, что в музыкальном зале живут песни, пляски и музыкальные сказки, волшебница Музыка.
Отдельно нужно обратиться к показу, так как действия по образцу являются ведущим приемом обучения детей в раннем возрасте. Малыши буквально копируют действия взрослых. Поэтому движения следует исполнять выразительно. Особенно нравится детям изображать образы из мира животных и растений. Особенно если вы сумеете дать точный образ в своем исполнении. В любой игре или упражнении, лисичка должна быть изящной, зайчик ловким и легким, медведь неуклюжим, цветочек трепетным, а веточки гибкими. При показе важны не только движения, но и мимика. Если взрослые вместе с детьми погружаются в образ, то в будущем дети процесс перевоплощения воспринимают с легкостью.
Игра «Покажи животное»
( Движения и мимика животных: медведь – важный, серьёзный; лисичка – хитрая; зайчик – весёлый; волк – сердитый, злой).
Моя роль, как музыкального работника, не заканчивается только на работе с детьми, но я активно взаимодействую и с воспитателями, помогаю подобрать фонотеку для утренней зарядки (Железновы, Программа музыкально- ритмического воспитания для детей 2-3 лет «Топ-хлоп, малыши», меня приглашают на родительские собрания, оказываю помощь в оформлении папки – передвижки с консультациями.
Таким образом, в условиях особого взаимодействия музыкального руководителя и детей формируется баланс в отношениях взрослый — ребенок и выстраиваются гармоничные отношения ребенка со сверстниками; малыши начинают активно проявлять себя в музыкальной деятельности.
Музыкальные занятия, музыка - звучащая на зарядке, на прогулке помогают малышам быстрее и безболезненнее привыкнуть к новым условиям, чувствовать себя комфортно, не испытывать психологических стрессов.
Ну и в конце нашего общения, я предлагаю ещё одну игру, которую очень любят наши малыши.
Игра «Наши деточки в саду»
1. Наши деточки в саду,
Словно яблочки в меду,
аши деточки, наши деточки.
2. Веселее попляшите,
Свои ножки покажите
Наши деточки, наши деточки.
3. Тётя (имя воспитателя) выбегайте
Наших деток догоняйте
(музыкальный руководитель обращается к воспитателю).
Раз, два, три, беги!
(Дети убегают на стульчики)