Алдынай Делбиш
Патриотическое воспитание детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей в МАДОУ
д/с №5 «Хамнаарак» с. Мугур-Аксы
Любовь к своей Родине – одно из самых сильных и благородных человеческих чувств. Первые уроки патриотизма дети получают в детском саду.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили Родину, свой поселок, свой народ, нам нужно показать все это с привлекательной стороны.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 №295, ставшая продолжением аналогичных государственных программ на 2001-2005 и на 2006-2010гг., обеспечивает непрерывность процесса формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. В ходе реализации программ в предыдущие годы в большинстве субъектов Российской Федерации были созданы региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. С целью активизации работы образовательных учреждений, общественных организаций в области патриотического воспитания детей в процессе реализации действующей программы состоялся Всероссийский конкурс методических пособий «Растим патриотов России» среди педагогов.
Кроме того, согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» среди мер, направленных на развитие воспитания и социализацию детей, отмечено внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание детей – приоритетное направление деятельности многих дошкольных учреждений.
В настоящее время в нашем детском саду №5 «Хамнаарак» проводится это работа, она актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывает лишь недоумение.
Поэтому мы подходим к этой проблеме вместе и сообща. И только общими усилиями мы добиваемся определенного результата.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач, которые мы поставили.
Задачи:
- формирование чувства привязанности к семье, родному дому, детскому саду;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям и промыслам;
- знакомство детей с символами государства;
- воспитание патриотических чувств, уважения к культурному наследию Родины средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Решая данные задачи патриотического воспитания, каждый воспитатель-педагог строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, используя следующие методы:
- наглядный – необходим во время чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр, экскурсий, целевых прогулок;
- словесный – представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений, стихотворений детьми, воспитателем, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации и др., загадывание загадок, рассказов детей по иллюстрациям, разбора житейских ситуаций, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров:
- практический – используется, когда нужно организовать продуктивную деятельность, провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др., провести экскурсии, вечера с родителями, сверстниками, изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Для реализации патриотического воспитания дошкольников в МАДОУ создавались необходимые условия:
- методическое обеспечение (наличие методической литературы, пособий, доступной детям, художественной литературы);
- грамотно организованна предметно-развивающая среда в группах (центры семьи, малой Родины, фотоальбомы, стенд России, уголки геральдики России и Тувы, уголок «Люби и знай свой край Родной»);
- материально-технические (изготовление пособий, организация экскурсий, бесед, занимательных игр);
- взаимодействие с социальными партнерами;
- тесное сотрудничество с семьей в решении поставленных задач.
Создавая систему патриотического воспитания в детском саду, мы основывались на следующих принципах:
- личностно-ориентированного общения (партнерство, соучастие, взаимодействие);
- проектной деятельности (долгосрочные проекты, позволяющие решать задачи по формированию патриотических чувств);
- тематического планирования (предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам);
- последовательности (планирование изучаемого материала строится от простого к сложному);
- занимательности (изучаемый материал должен быть интересен и занимателен).
В МАДОУ решались задачи патриотического воспитания в разных формах обучения. На занятиях детям читали русские народные и тувинские народные сказки, беседовали о родителях, на прогулках проводилось наблюдение, использовалось проектная деятельность, организовывались викторины, досуги, отмечались народные праздники.
Несомненно, уроки патриотизма дети получают не только в детском саду, но и в семье – в ходе бесед с родителями о родственниках, дедушках, бабушках, рассматривания фотографий, чтения книг соответствующей тематики и семейных праздников, совместного посещения театров, памятных мест. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Важно формировать семейные традиции, воспитывать уважение к старшим, бережное отношение ко всему окружающему. Ведь любовь к Отчизне, чувство патриотизма начинается с любви к матери, отцу, бабушке, близким и дорогим людям, родному дому, улице, селе, детскому саду.
Ежегодно в детском саду проводятся различные мероприятия на тему: «Защитники Отечества», беседы о героическом прошлом нашей Родины, подвигах его героев. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, родственниках, защищавших Родину от врагов. В группах отмечается праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества».
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. К современных подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их вжизнь детского сада. Традицией МАДОУ стало празднование «Сладкий чай» с привлечением родителей.
В детском саду применялся проект «Моя семья». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовила материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствовало их сближению, появлению общих интересов, общение родителей и детей наполнилось познавательным эмоционально насыщенным содержание. В ходе и реализации проекта «Моя семья» были реализованы:
- выпуск стенгазет на тему: «Самый лучший папа»;
- составление родословного древо семьи (по выбору родителей);
- изготовление семейного герба;
- проведение спортивных досугов в каждой группе по теме: «Мама, пап и я – спортивная семья».
Родителе проявили активность и заинтересованность к совместной работе. Благодаря данному проекту наладились связь детского сада с семьей, родителе проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.
Без игры ребенок не развивается и поэтому в проекте применялись народные игры. Народные игры воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудности, приучает детей быть честными и правдивыми. Народная игра – это детство и забавы старшего поколения, наших бабушек и дедушек. Знакомя детей с такими играми мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека-гражданина своей страны. Каждый день в группах дети учились играть в тувинские народные игры: «Чабан», «Сайзанак», «Юрта», «Ортеннежир», «Кажык», «Чинчи-шуру» и многие другие.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности независимости от цвета кожи и верой исповедания.
В 2014 году в нашем кожууне стартовал проект «Сто открытий и находок», мы приняли участие в номинации «Родные названия», в старшей группе была проведена беседа на данную тему, в которой участвовал старожила села. Также в группах проведены физкультурные досуги на данную тему.
После проведения работы по патриотическому воспитанию в нашем детском саду, мы получили следующие результаты у детей :
- сформировались чувства привязанности к семье, родному дому, детскому саду;
- появился активный интерес к народным традициям и промыслам;
- проявились патриотическое чувства и уважения к культурному наследию Родины средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
- появились чувства ответственности и гордости за достижения страны у родителей;
- повысились ответственность родителей за патриотическое воспитание детей в семье; важным показателем работы стал тот факт, что родители начали применять разнообразные формы и методы патриотического воспитания : экскурсии, беседы, чтение литературы, труд в природе и др. ;
- обогатились педагогические знания родителей, они пересмотрели свой взгляд на патриотическое воспитание;
- произошел обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями, обеспечивался совместный успех в деле воспитания и обучения детей;
- создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
- возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в МАДОУ, увеличилась посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий.
Позиция родителей изменилась, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники жизни детского сада. Участие родителей в мероприятиях ДОУ обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых, приобщает детей к национальной культуре.
В результате работы по теме патриотического воспитания детей у ребенка формируется позитивное отношение к окружающему миру, потребность и готовность проявлять сострадание, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.
Патриотическое воспитание играет важную роль в развитии и воспитании подрастающего поколения, воспитывает верного патриота своей Родины.
Методическое пособие:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. М., 2004;
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России. М., 2005;
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников : Программа для средней, старшей, подготовительной групп. М., 2005.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методич. пособие. М., 2010.
5. Ривина Е. К. Российская символика. М., 2005