Татьяна Фомицкая
Патриотическое воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен, заботится о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных вопросов работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.
Публикация «Патриотическое воспитание в детском саду» размещена в разделах
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, сохранить и приумножить воплотив его в сокровение своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Итак, патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
И для этого мы выбираем следующие приоритеты:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с загадками, поговорками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного воспитания детей.
Большое место в приобщение детей к народной культуре должны занимать праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
В приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Нельзя быть равнодушным к национальной культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе. Мы многое не знаем о своей культуре. и это обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая великая нация, как русская нет!
Безусловно свою работу надо строить в этом направлении:
формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица города по маршруту от дома до садика; детский сад и его территория).
Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок; подчеркивать значение окружающих предметов быта (одежда, игрушки и т. д.); обращать внимание на природное окружение.
Знакомить с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним. Рассматривать русские народные костюмы, старинные игрушки, атрибуты народного театра. Привлекать детей к драматизации, режиссерским играм. Подобрать материал для оформления в группе уголка народного искусства.
Приобщить к этому родителей – это забота, любовь, уважение к друг другу в семье; экскурсии по городу, знакомя детей с достопримечательностями своего города; посещение театров и музеев.
Совместной работой детского сада и семьи, можно воспитать достойных патриотов своей Родины.