Валентина Гурьянова
«Патриотическое воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотическое воспитание в детском саду»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине.
Публикация «„Патриотическое воспитание в детском саду“» размещена в разделах
Чувство Родина - начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Цель:
Формировать у детей младшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
• Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к взрослому, к пожилым родственникам.
• Вызывать у детей желание посещать детский сад с удовольствием, встречаться с друзьями, играть.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к сотрудникам детского сада, знать и называть их по имени отчеству; бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь дома и в саду.
Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
Цели:
1. Закрепить и углубить знания детей о детском саде и о профессиях людей, работающих в детском саду;
2. Воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам.
1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников;
Работа с детьми
2. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду;
3. Беседы «Моя группа», «Мои друзья».
4. Труд по уборке листьев на участке детского сада.
5. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
6. Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым?».
7. Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».
8. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
9. Дежурство детей, коллективный труд, трудовые поручения в условиях детского сада
10. Образовательная ситуация «Что ты видел интересного по дороге в детский сад?»
Работа с родителями
1. Совместный труд родителей и детей на Субботнике, чаепитие.
2. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»
Методическое обеспечение
1. Картотека пословиц, поговорок, стихов, загадок и песен о детском саде, группе.
Октябрь
«Семья и семейные традиции»
Цели:
1. Расширять представления детей о семье и отношениях с близкими, семейных праздниках;
2. воспитывать любовь к родителям, уважение.
Работа с детьми
1. Рассматривание альбома с семейными фотографиями;
2. Коллаж «портрет моей мамы»;
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
4. Беседа «как вы понимаете, что такое семья?»;
5. Беседа «Имена, отчество и фамилии»;
6. Игра с конструктором «построй дом для своей семьи»;
7. Беседа «как вы помогаете своим родным? Как заботятся в семье друг о друге? как вы отдыхаете семьей? Куда ходите? Куда вы путешествуете?»;
8. Изобразительная деятельность «Семейный портрет».
Работа с родителями
1. Папка - передвижка «Куда повести ребенка в выходной день?»;
2. Сбор фотографий для совместного альбома «Моя семья»;
3. Собирание материала для гербариев (семена, цветы, растения) .
Методическое обеспечение
1. Картотека пословиц, поговорок, стихов, загадок о семье; Приложение №
2. Буклеты «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Ноябрь
«Красота родного края»
Цели:
1. Систематизировать знания об окружающем мире.
2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе.
3. Расширять кругозор детей о природе Земли.
4. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.
Работа с детьми
1. Совместное участие в уходе за растениями в уголке природы (полив, рыхление почвы, удаление пыли с растений) ;
2. Участие в акциях «Поможем птицам зимой»;
3. Д/ и: «Растительность средней полосы», «Что в лесу мы нашли?»
4. Экскурсия «Деревья и цветы на участке».
5. Беседа «Животные нашего края»;
6. Д/ и: «Кто где живет?», «Кто лишний?»;
7. Посадка лука «Наш веселый огородик».
Работа с родителями
1. Конкурс поделок «Птичья столовая»;
2. Сбор материала на оформления уголка «Красота родного края».
Методическое обеспечение
1. Картотека пословиц, поговорок, стихов, загадок о природе, животных, временах года и т. д.
2. Альбомы «Красота родного края» :
3. Д/и «Подбери пару».
Декабрь
«Мой дом, мой город»
Цели:
1. Закрепить знания о родном доме, городе, некоторых городских объектах;
2. Продолжать знакомить с достопримечательностями г. Сыктывкар;
3. Вызвать чувство гордости и восхищения родного города.
Работа с детьми
1. Беседа с детьми о домашних адресах;
2. Решение проблемных ситуаций: «представить что ты потерялся в магазине, к тебе подходит полицейский и спрашивает домашний адрес, какой твой адрес»;
3. Конструирование «мы строим дом, волшебный дом»;
4. Составление рассказа по теме «дом, в котором я живу»;
5. Рассматривание фотографий «Мой город».
Работа с родителями
1. Провести беседу и заучить домашний адрес;
2. Сбор фотографий для альбома «Наши достопремечательности».
Методическое обеспечение
1. Д/и «Путешествие по городу» (сложи картинку) ;
2. Д/и «Знаешь ли ты свой город».
Январь
«Народное творчество, культура и традиции»
Цели :
1. знакомить детей с культурой русского народа;
2. совершенствовать знания о предметах народного быта;
3. развивать интерес к народным традициям, малому фольклорному жанру.
Работа с детьми
1. Рассматривание деревянной матрешки и ее рисование;
2. Знакомство с народными приметами и поговорками;
3. Развивающая ситуация «нарисуй Дуне фартук»;
4. Знакомство с Пасхой: «Кулич», «Пасхальные зайчата»;
5. Знакомство с дымковской игрушкой «Петушок», «Лошадь», «Барыня»;
6. Праздник «Масленица», «Колядки»;
7. Игра «Колечко-колечко»;
8. Рассказ о валенках, лаптях.
9. Знакомство с музыкальными инструментами.
Работа с родителями
1. Сбор материала на оформление уголка «Мини-музей»;
2. Самостоятельное посещение музеев, выставок и театров.
Методическое обеспечение
1. Картотека пословиц, поговорок, стихов, загадак о народном творчестве; 2. Развивающие игры «домино», «Сложи узор».
Февраль
«Наши защитники»
Цели :
1. Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины;
2. Познакомить с русскими народными героями, защитниками;
3. Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.
Работа с детьми
1. Беседа и рассматривание фотографий «Мой папа в армии»;
2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»;
3. Изготовление подарков для пап;
4. Рисование «Самолеты летят»;
5. Пение песен, заучивание стихов об армии, солдатах;
6. Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты»;
7. Зучивание пословиц, стихов поговорок и пение песен о папах и дедушках;
8. Спортивное развлечение «Защитники Отечества».
Работа с родителями
1. Совместная постройка снежной крепости;
2. Коллективный труд: ремонт мебели.
Методическое обеспечение
1. Картотека пословиц, поговорок, стихов, загадок и песен о папах и дедушках.
Март
«О любимых мамах и бабушках»
Цели :
1. Воспитывать любовь к маме и бабушке;
2. Учить оказывать им помощь;
3. Поощрять желание порадовать маму и бабушку.
Работа с детьми
1. Упражнение «подбери слово о маме»;
2. Сюжетная-ролевая игра «дочки матери»;
3. Изготовление открыток «подарок любимой мамочке»;
4. Беседа о празднике 8 марта;
5. Рассматривание иллюстраций о празднике 8 марта;
6. Чтение стихотворений (Е. Благининой «вот какая мама», Л. Николаенко «Доброта») .
7. Образовательная ситуация «Чему учит мама своих малышей».
8. Зучивание пословиц, стихов, поговорок и пение песен о мамах и бабушках.
9. Рисование маминых портретов.
Работа с родителями
1. Общее родительское собрание «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»;
2. Участие в утреннике.
3. Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию.
Приложение №
Методическое обеспечение
1. Подбор иллюстраций и стихов, загадок о женских профессиях.
2. Дидактическая игра «Что кому нужно для работы»
3. Картотека пословиц, поговорок, стихов, загадок и песен о матери, о бабушке.
Апрель
«Наши космонавты»
Цели:
1. Расширить знания детей о первом космонавте Ю. А. Гагарине;
2. Воспитывать у детей чувства восхищение и гордости за наших космонавтов;
3. Закрепить и дополнить полученные ранее знания о космонавтах.
Работа с детьми
1. Беседа «Первый космонавт планеты земля»;
2. Просмотр видеофильма «Наши космонавты».
3. Изготовление атрибутов для сюжетно ролевой игры «Космонавты»;
4. Конструирование космического корабля;
5. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»;
6. Аппликация «Ракета в космосе»;
7. Рисование пластилином — «Ракета».
Работа с родителями
1. Конкурс «Летит, летит ракета».
Методическое обеспечение
1. Подбор иллюстраций и космосе;
2. Оформление уголка «Космос».
Май
«Моя странна, моя Родина»
цели:
1. развивать знания детей о Родине, познакомить ее с историей, с праздником 9 мая;
2. Формировать знания о Москве – столице России.
Работа с детьми
1. Рассматривание иллюстраций с изображением разных городов России;
2. Заучивание пословиц и стихов о Родине;
3. Беседа о Москве, рассматривание иллюстраций;
4. Рассматривания флага и герба России;
5. Рассказ и беседа о празднике День Победы;
6. Слушание фронтовых песен и чтение стихов;
7. Д/и «Найди флаг России»;
18. Раскрашивание российского флага.
Работа с родителями
1. Оформление группы ко Дню Победы;
Методическое обеспечение
1. Карта, глобус;
2. Изображение флага, герба России;
3. Альбом «Москва»;
4. Д/и «Собери герб и флаг»;
5. Картотека пословиц, поговорок, стихов, загадок и песен о 9 мая, о России.
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета "Патриотическое воспитание". В последнее время это одно из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе.
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
-Да
-Нет
2. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?
-Да
-Нет
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание?
-воспитатели.
-родители.
-государство.
-не знаю.
4. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном селе?
-Да.
-Нет.
-Не знаю.
5. Рассказываете ли вы своему ребенку о родном крае его истории, знаменитых людях?
-Да.
-Нет.
-Никогда.
-Я вообще не понимаю о чем речь.
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
-Да.
-Нет.
-вырастет, сам узнает!
-воспитатели и учителя научат и познакомят.
7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному краю? ___
СПАСИБО!
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Если ребенок испытывает чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с хорошим подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного села, красоту природы родного края.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, школы, сельского совета т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по уборке, благоустройству и озеленению своего двора, участка.
• Расширяйте собственный кругозор
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей (учите отличать хорошие и плохие поступки)
. На собственном примере воспитывайте в ребенке вежливость, доброту, взаимовыручку и взаимопонимание.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.