Виктория Сергеевна Полякова
Патриотическое воспитание детей с ТНР в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных принципов дошкольного образования по ФГОС ДО (п. 1.4)является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Исходя из этого, наша задача как педагогов, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к явлениям общественной жизни. С первых шагов формировать черты характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином общества.
Публикация «Патриотическое воспитание детей с ТНР в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Патриотическое воспитание дошкольников - это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма, как качества личности и являющегося средством в коррекционно-развивающей работе : для формирования лексического запаса, в т. ч. и экспрессивной лексики; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи, развитию фонематического восприятия.
Работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) строится с учетом календарно-тематического (понедельного) планирования лексических тем. На коррекционно-развивающих занятиях используются игры и игровые упражнения для развития всех сторон речи детей :
«Гномик и великан» - образование уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных, прилагательных: мама-мамочка, город – городок, рука – ручища, друг – дружище и т. д.
«Скажи по-другому». знакомство с синонимами : атака – бой, парк – сквер, государство - страна; Родина - Отечество; солдат - воин, боец, защитник и т. п.
«Слова - наоборот» - на подбор антонимов: Родина - чужбина; враг- друг, плен – свобода, храбрый – трусливый, правда – ложь и т. п.
«Семейка слов» - образование родственных слов: друг – друзья, дружный, дружок, город – городской, городок, горожане, городище; герой - геройский, героический, героиня и т. п.
«Сложи слово» - образование сложных слов, например: дружелюбный, гостеприимный, жизнерадостный, многолюдный, многоэтажный, многодетный и т. п. ;
«Сравнения» - найти общее и отличия - тропинка и дорога, улица и площадь, школа и детский сад и т. д.
«Подбери признак» : расширение словаря прилагательных, например, защитник Отечества (какой) – смелый, храбрый, мама (какая) - добрая, любимая и т. д.
«Кто что делает?» - развитие и совершенствование глагольного словаря, например, солдат (что делает) – защищает, охраняет, караулит
«Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).
«Кем я буду?» (употребление творительного падежа имен существительных).
«Угадай по описанию» (профессию, животное, человека, достопримечательность и т. д.) - развитие связной речи, словесно-логического мышления
Проблемные вопросы способствуют активизации мыслительной деятельности и словаря детей, например:- Как сделать город (село) красивым? Что бы ты сделал, чтобы наш город (твоя улица) стало лучше? (размышления детей) Что будет, если (не будет врачей, учителей, военных?
На занятиях по развитию связной речи дети составляют рассказы по плану – схеме, сюжетным картинам, серии сюжетных картин по тематике лексических тем.
При планировании логопедических занятий наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленные на воспитание нравственно-патриотических чувств детей. При изучении тем «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Транспорт», «Профессии» задачами нравственно-патриотического направления является воспитание уважения к труду взрослых, желания помогать старшим.
На занятиях по темам «Птицы», «Рыбы», «Домашние и дикие животные», «Цветы», «Деревья» формируется бережное отношение ко всему живому.
Все занятия темы «Наша Армия» пронизаны воспитанием уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.
«Мой город, моя страна», «Космос» - задачи темы направлены на воспитание любви, гордости за достижения родной страны, города.
«День Победы» - особенный день для всей нашей страны. Воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над врагом, глубокой благодарности ветеранам войны – вот что мы должны передать нашим потомкам.
На занятиях по темам «Моя семья», «8 марта» решаются задачи формирования представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитания любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких, воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю.
Грамотно построенный образовательный процесс, предметно-развивающая среда, дидактические, театрализованные, словесные игры, обыгрывания сказок, чтение стихов, рассказов, наблюдения на прогулках за красотой родной природы - все направлено на развитие речи детей, что способствует и лучшему усвоению полученных представлений, и умению выражать свои чувства и переживания.
Работая над расширением и актуализацией словаря, лексико-грамматическими категориями и связной речью, решается очень важный момент в жизни детей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма.