Таракина Галина
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 58
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
воспитатель высшей кв. категории
Таракина Г. В.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Под патриотическим воспитанием дошкольника я понимаю взаимодействие взрослых (союз родителей и педагогов) и детей, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств, приобщение к истокам национальной (региональной) культуры, воспитание эмоционально-действенного отношения и чувств. Педагогическое решение этой проблемы состоит в том, чтобы помочь ребенку соприкоснуться с отечественной духовной и культурной традицией через сказку, музыку, игру и художественно-продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для воспитания у него патриотических чувств.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников :
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине,
• природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны,
• сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций,
• социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики,
• исторические сведения о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны,
•знание исторических памятников города, улиц.
2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Развитие интереса к русским традициям и промыслам, чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Формирование у детей определенных навыков и умений: в игре, художественной и трудовой деятельности, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками
Решение данных задач проходило в несколько этапов. На первом этапе работа направлена на выявление определённых условий взаимодействия с детьми. На данном этапе были изучены методические, нормативно-правовые документы по проблеме взаимодействия с детьми, с целью повышения своей компетентности.
В основе разработки системы по нравственно-патриотическому использованы конкретные принципы.
1. Создание, благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
2. Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т. д., соответствующий возрасту дошкольников.
3. Комплексность – содержание концентрируется в темах-комплексах «День рождения родного города», «Мы дети Земли!», «Жизнь без войны» и «Майское утро 45-го года!» и другие.
4. Интеграция знаний– установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.
5. Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста, что проявляется в предметно-пространственное окружении, учебно-наглядных пособиях и материалах.
На втором этапе :
• создана предметно-развивающая среда;
• разработано перспективное планирование с детьми по данной теме, диагностический материал по воспитанию патриотических чувств у дошкольников;
• составлен перспективный план по работе с родителями;
• подготовлен видеоматериал и компьютерные презентации по данным темам; • проведено диагностирование знаний дошкольников в соответствии с программным содержанием образовательной системы «Школа-2100»;
• проведена консультация «Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном образовании сегодня».
На третьем этапе я начала реализацию разработанной системы, которая включала в себя взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса через :
1. Проведение занятий по образовательной программе детского сада по курсам «Здравствуй, мир!» и «Риторика» («Школа-2100», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».(О. Л. Князева, М. Д. Маханева 2. В утреннее и вечернее время знакомство дошкольников с художественной литературой о России, истории страны, столице и родном крае; художественным наследием русских композиторов и художников, народных умельцев; информацией по темам «Я, мой дом, моя семья», «Я и моя безопасность», «Я и мои друзья», «Моя родина – Ставрополь».
3. Проведение с детьми: СРИ; русских подвижных игр; настольные и дидактические игры «Государственные символы», «Русский костюм», «Путешествие по России», «Мой дом», «Моя семья» и т. д. ; игр-рассуждений, игр – путешествий. рассматривание тематических картин и пособий; составление рассказов о донском крае и родном городе, о традициях русского народа; заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, считалок. 4. Проведение тематических досугов и развлечений, посвященных государственным праздникам 12 апреля,9 мая, 12 июня, 4 ноября и 12 декабря.
5. Проведение в рамках ЛОК 2017 года тематического блока «Города России». Знакомство с городами России наши малыши завершили выставкой рисунков.
6. Организация тематического уголка «Мое государство – моя страна».
7. Проведение родительского собрания по теме «Я - гражданин России»
8. Создание мини-музея «ВОВ». Иллюстрированный научно - популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» провел конкурс «Защитники Отечества», в котором наш музей занял 1 место.
9. Участие в конкурсе «Святые заступники Руси», целью которого стало восстановление и сохранение исторической памяти о заступниках России, причисленных к лику святых Русской Православной Церковью, привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам.
10. Проведение праздников «День города», «Масленица», «Жизнь без войны»; «Майское утро 45-го года», «Мы дети Земли», и т. д.
При работе с родителями использовались такие формыработы как:
• Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
• Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»
• Индивидуальные консультации, беседы.
• Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
• Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду»
• Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
• Совместное создание взросло-детских проектов «Летающая страна», «Кукла из маминых варежков», «Моя любимая кукла», «Детка».
• Оформление информационного стенда: рубрика «Пошли мне чтения доброго…», «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
• Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).
• Оформление информационных стендов «Мир нравственности в высказываниях и афоризмах».
• Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
• «Встреча с интересными людьми».
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается многогранный процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.