Наталья Власенко
«Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС
Подготовила: воспитатель МКДОУ д/с №411г. Новосибирска
высшей кв. категории Власенко Наталья Павловна
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Публикация «„Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Сибири. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса
к настоящему и прошлому своего народа.
2. Воспитывать нравственно- патриотические качества : гуманизм,
желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и
страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому прошлому своей страны.
Знакомство дошкольников с родным поселком и родной страной -процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляем в различных формах работы вне занятий (наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы).
Работу по патриотическому воспитанию осуществляем по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.
1. «Путешествие в историю» - Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.
2. «Вижу чудное раздолье» - Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.
3. «Быт и традиции» - Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.
4. «Моя Родина - Россия» - Цели: знакомство детей с государственной символикой России, области, района.
5. «Дерево моей семьи» - Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;
6. «Этих дней не смолкнет слава» - Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
7. «Как чуден наш родной язык» - Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.
8. «Руки - не для скуки» - Цели: формировать знания о народно-прикладном искусстве; вызвать восхищение талантами русского народа.
Тематическое планирование составляем так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Погружением ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, создается естественная среда для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формирую любовь к малой и большой Родине.
Начиная с младшей группы, патриотическое воспитание детей осуществляем с привития чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Приобщая детей к русской культуре, рассказываем |русские народные сказки, народные песни, заучиваем русские народные потешки, поговорки, пословицы, знакомим детей с предметами народно-прикладного искусства.
Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаем чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
У детей седьмого года жизни возрастает интерес к природе родного края, разнообразию флоры и фауны на территории Новосибирской области. Знакомство детей с природой России происходит посредством демонстрации иллюстраций лесов, полей, рек, морей, гор. Большая роль отводится проведению экскурсий совместно с родителями.
Обращаем внимание детей на то, что и природу, и то, что создано руками людей, нужно беречь, сохранять, чтобы через много лет другие дети могли посмотреть и полюбоваться.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываем положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.