Папки-передвижки

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества

Татьяна Шишова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Через народно-художественное творчество ребенок не только приобретает представление о родном языке, но и осваивает его неповторимое, особенное звучание, лаконичность, приобщается к культурному наследию своего народа. Оно несет в себе весь опыт наших предков, содержит все формы общественного сознания, включает в себя огромный пласт культуры, являясь связующим звеном между прошлым и настоящим.

Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества» размещена в разделах

При правильной подаче педагога традиции родной культуры играют большую роль в формировании личностных особенностей детей дошкольного возраста. Например, благодаря устному народному творчеству таким как, потешки, прибаутки русского и хакасского народа, ребенок успешнее социализируется, развивает свои коммуникативные и культурно-гигиенические навыки, проявляя свои умения, фантазию, показывая себя в сюжетно-ролевых играх («Дом», «На экскурсии». «Принимаем гостей» и др.). И это далеко не единственная область развития дошкольника, в которой можно работать в данном ключе. При системном подходе педагога к внедрению средств народно-художественного творчества в процесс комплексного развития детей вполне возможно добиться успешного формирования в ребенке всесторонне развитой личности, заинтересованной в позитивно окрашенном познании культуры своего народа. И как результат, «творческое приобщение дошкольника к народным традициям может оказать серьезное влияние на формирование нового общественного сознания, предотвратить нравственную и духовную деградацию, развить творческий потенциал личности и национальное самосознание» [1], сформулированный Л. Н. Кукоевой.

Изобразительное народно-художественное творчество по своей природе весьма схоже с детским творчеством (простота и лаконичность формы и образа, яркость и чистота красок, поэтому оно не будет чуждым ребенку. Именно художественное творчество русского народа является основополагающим как в коммуникативном и познавательном, так в эстетическом и физическом развитии дошкольника. Основным видом деятельности считаю использование средств народно-художественного творчества в работе с детьми дошкольного возраста, так как это позволяет не давать детям готовые знания, а вести их к познанию через развитие чувствознания, воспитания патриотических чувств (мотивы народных сказок, красота русской природы, отражение быта, утвари, передача настроения через использование ярких красок и т. п.). Наиболее удачно это происходит, когда дети занимаются художественным творчеством с использованием техник русских народных промыслов. Например, таких как хохломская роспись, богородская игрушка, семёновская матрёшка, Городецкая и мезинская роспись, дымковская игрушка, палехская миниатюра, народные мотивы гжельской росписи посуды, сувениров и другие. В процессе образовательной деятельности стараюсь подкрепить образ рассказом о традициях русских народных праздников, обрядах (праздники «Ивана Купала, «Русской березки (Троицы)», «Рождественские калядки», «Зимние забавы» и т. д., а также использую заклички, пестушки и потешки в качестве физминутки. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается схематично, с использованием традиционной символики. Столетиями отбирались и оттачивались характерные признаки того или иного вида росписи, вышивки, её колорит, композиционная форма, элементы.

Традиции касаются и основных изобразительных приемов, технологий и т. п. Например, хохлома традиционно имеет золотисто-тёплые оттенки, она нарядна, лаконична, жизнерадостна. Любая народная игрушка – абашевская, богородская – адресована ребёнку, чтобы позабавить его и развлечь. А игривый и легкий след кисти умельца поведает малышу важности устойчивой эмоционально-позитивной направленности, как неотъемлемой части народного творчества. Именно на это я стараюсь делать упор в своей работе с детьми, стремлюсь ярко акцентировать внимание ребенка на впечатлении, полученном от общения с образцами народного творчества. Стараюсь подвести ребенка к пониманию эстетики простого и в то же время характерного для того или иного промысла мазка кистью, сделанным им (цветы гжели и городецкая роспись). В процессе творческой деятельности дети таким образом эмоционально приближаются к образу мастера, прадеда, художника.

Необходимо отметить, что только в комплексе народно-художественное творчество сыграет свою роль. Т. е. в образовательную изобразительную деятельность необходимо включать игровые элементы народного устного творчества и соответствующее музыкальное сопровождение, тем самым обеспечиваю интеграцию образовательных областей. Знакомство с русским народно-художественным творчеством носит системный, интегрированный и целенаправленный характер – это непосредственно-образовательная деятельность (рисование, лепка из глины, аппликация, чтение художественной литературы, использование устного народного творчества, рассматривание репродукций картин художников, подлинников предметов народных промыслов). Особое место в деятельности с детьми занимает создание тематических выставок творческих работ воспитанников и их родителей («Золотая хохлома», «Русская сказка», «Веселые матрешки», «Дымковская игрушка» и т. д., галерей искусств, таких как «Третьяковская галерея», «Пушкинский музей», «Русский музей», «Оружейная палата Кремля и др.).

При знакомстве с народным искусством у дошкольника формируются эстетические представления (речевые, музыкальные, изобразительные). Из русского народного фольклора и иллюстрации к нему в виде картин художников Васнецова В. М., Чухонина С. В., Врубеля М. А, («Иван царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жар птица», «Царевна Лебедь, «Снегурочка» и др, получают этические представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают позитивные эмоции, восхищение яркими жизнерадостными красками (золотая хохлома, дымковская игрушка, обилия и разнообразия видов и мотивов (шкатулки, разносы, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у них возникает побуждение самим научиться творить в том же ключе. Возникает положительный, эмоционально окрашенный интерес к культуре своего народа, формируя, впоследствии, гражданско-патриотическое отношение к предметам русского изобразительного народно-художественного творчества.

Воспитание личности дошкольника через устное народное творчество, культурные традиции, декоративно-прикладное творчество и семейно-обрядовые обычаи народа ведет к тому, что у дошкольников развиваются такие качества как уважение и интерес к истории своего народа, бережное отношение к родной природе, милосердие, честность, взаимопомощь, что является чертами достойного гражданина – будущего патриота своей страны.

Публикации по теме:

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Игры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возрастаИгры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста Подленчук Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ "ЦРР - д\с № 152" г. Магнитогорска Игра «Укрась кувшин» Цель: учить детей украшать кувшин в.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древаПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древа Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Семинар для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель: уточнение и закрепление знаний участников семинара-практикума.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества
Опубликовано: 12 октября 2022 в 22:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шишова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД