Татьяна Шишова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Через народно-художественное творчество ребенок не только приобретает представление о родном языке, но и осваивает его неповторимое, особенное звучание, лаконичность, приобщается к культурному наследию своего народа. Оно несет в себе весь опыт наших предков, содержит все формы общественного сознания, включает в себя огромный пласт культуры, являясь связующим звеном между прошлым и настоящим.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами русского изобразительного народно-художественного творчества» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
При правильной подаче педагога традиции родной культуры играют большую роль в формировании личностных особенностей детей дошкольного возраста. Например, благодаря устному народному творчеству таким как, потешки, прибаутки русского и хакасского народа, ребенок успешнее социализируется, развивает свои коммуникативные и культурно-гигиенические навыки, проявляя свои умения, фантазию, показывая себя в сюжетно-ролевых играх («Дом», «На экскурсии». «Принимаем гостей» и др.). И это далеко не единственная область развития дошкольника, в которой можно работать в данном ключе. При системном подходе педагога к внедрению средств народно-художественного творчества в процесс комплексного развития детей вполне возможно добиться успешного формирования в ребенке всесторонне развитой личности, заинтересованной в позитивно окрашенном познании культуры своего народа. И как результат, «творческое приобщение дошкольника к народным традициям может оказать серьезное влияние на формирование нового общественного сознания, предотвратить нравственную и духовную деградацию, развить творческий потенциал личности и национальное самосознание» [1], сформулированный Л. Н. Кукоевой.
Изобразительное народно-художественное творчество по своей природе весьма схоже с детским творчеством (простота и лаконичность формы и образа, яркость и чистота красок, поэтому оно не будет чуждым ребенку. Именно художественное творчество русского народа является основополагающим как в коммуникативном и познавательном, так в эстетическом и физическом развитии дошкольника. Основным видом деятельности считаю использование средств народно-художественного творчества в работе с детьми дошкольного возраста, так как это позволяет не давать детям готовые знания, а вести их к познанию через развитие чувствознания, воспитания патриотических чувств (мотивы народных сказок, красота русской природы, отражение быта, утвари, передача настроения через использование ярких красок и т. п.). Наиболее удачно это происходит, когда дети занимаются художественным творчеством с использованием техник русских народных промыслов. Например, таких как хохломская роспись, богородская игрушка, семёновская матрёшка, Городецкая и мезинская роспись, дымковская игрушка, палехская миниатюра, народные мотивы гжельской росписи посуды, сувениров и другие. В процессе образовательной деятельности стараюсь подкрепить образ рассказом о традициях русских народных праздников, обрядах (праздники «Ивана Купала, «Русской березки (Троицы)», «Рождественские калядки», «Зимние забавы» и т. д., а также использую заклички, пестушки и потешки в качестве физминутки. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается схематично, с использованием традиционной символики. Столетиями отбирались и оттачивались характерные признаки того или иного вида росписи, вышивки, её колорит, композиционная форма, элементы.
Традиции касаются и основных изобразительных приемов, технологий и т. п. Например, хохлома традиционно имеет золотисто-тёплые оттенки, она нарядна, лаконична, жизнерадостна. Любая народная игрушка – абашевская, богородская – адресована ребёнку, чтобы позабавить его и развлечь. А игривый и легкий след кисти умельца поведает малышу важности устойчивой эмоционально-позитивной направленности, как неотъемлемой части народного творчества. Именно на это я стараюсь делать упор в своей работе с детьми, стремлюсь ярко акцентировать внимание ребенка на впечатлении, полученном от общения с образцами народного творчества. Стараюсь подвести ребенка к пониманию эстетики простого и в то же время характерного для того или иного промысла мазка кистью, сделанным им (цветы гжели и городецкая роспись). В процессе творческой деятельности дети таким образом эмоционально приближаются к образу мастера, прадеда, художника.
Необходимо отметить, что только в комплексе народно-художественное творчество сыграет свою роль. Т. е. в образовательную изобразительную деятельность необходимо включать игровые элементы народного устного творчества и соответствующее музыкальное сопровождение, тем самым обеспечиваю интеграцию образовательных областей. Знакомство с русским народно-художественным творчеством носит системный, интегрированный и целенаправленный характер – это непосредственно-образовательная деятельность (рисование, лепка из глины, аппликация, чтение художественной литературы, использование устного народного творчества, рассматривание репродукций картин художников, подлинников предметов народных промыслов). Особое место в деятельности с детьми занимает создание тематических выставок творческих работ воспитанников и их родителей («Золотая хохлома», «Русская сказка», «Веселые матрешки», «Дымковская игрушка» и т. д., галерей искусств, таких как «Третьяковская галерея», «Пушкинский музей», «Русский музей», «Оружейная палата Кремля и др.).
При знакомстве с народным искусством у дошкольника формируются эстетические представления (речевые, музыкальные, изобразительные). Из русского народного фольклора и иллюстрации к нему в виде картин художников Васнецова В. М., Чухонина С. В., Врубеля М. А, («Иван царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жар птица», «Царевна Лебедь, «Снегурочка» и др, получают этические представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают позитивные эмоции, восхищение яркими жизнерадостными красками (золотая хохлома, дымковская игрушка, обилия и разнообразия видов и мотивов (шкатулки, разносы, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у них возникает побуждение самим научиться творить в том же ключе. Возникает положительный, эмоционально окрашенный интерес к культуре своего народа, формируя, впоследствии, гражданско-патриотическое отношение к предметам русского изобразительного народно-художественного творчества.
Воспитание личности дошкольника через устное народное творчество, культурные традиции, декоративно-прикладное творчество и семейно-обрядовые обычаи народа ведет к тому, что у дошкольников развиваются такие качества как уважение и интерес к истории своего народа, бережное отношение к родной природе, милосердие, честность, взаимопомощь, что является чертами достойного гражданина – будущего патриота своей страны.