Кристина Брусенцева
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через воспитание любви к родному городу
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через воспитание любви к родному городу.
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н. Г. Чернышевский
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через воспитание любви к родному городу» размещена в разделах
Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план. В 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. На сегодняшний день вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, так как их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию подрастающего поколения.
Патриотизм – это нравственный фундамент жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению Отечеству. Патриотизм как социальное явление – объединяющая основа существования и развития любых наций и государственности.
На современном этапе, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. В настоящий период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как родство, Родина, как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость.
Педагоги должны донести это детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к нашей Родине. Очень важно, чтобы дошкольники на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, так как это период по своим психологическим характеристикам является наиболее благоприятным для воспитания патриотизма. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
К концу дошкольного периода дети должны знать нашу страну, в которой живут люди разных национальностей, знать, что у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, что каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.
Чувство Родины, воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, самым близким людям, матери, отцу, бабушкам и дедушкам. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружающим.
Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство родительского дома становится основой любви к Родине, Отчизне. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал для того, чтобы дошкольная организация помогала воспитанию патриотических чувств. Жизнь детей должна быть в нем интересной, насыщенной и запоминающейся.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; Повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д., так же живут люди разных национальностей; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Следовательно я считаю данную проблему актуальной не только для детей дошкольного возраста, но и для общества в целом, но на данном этапе мы остановимся только на дошкольный возраст.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.
Содержание работы во второй младшей группе.
В младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляет группу к праздникам, а после них беседует с детьми, спрашивает, где они были с родителями, что видели.
Вся работа по знакомству малышей с родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок воспитатель знакомит детей с близлежащими улицами, обращает их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добивается, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес.
Большая работа проходит в книжном уголке, куда воспитатель помещает иллюстрации о природе России, о главной достопримечательности родного города. Рассматривая иллюстрации, воспитатель повторяет с детьми название города, страны.
В младшей группе детей начинают приобщать к русской культуре: рассказывают им русские народные сказки, читают потешки, слушают русские народные песни, играют в народные игры, рассматривают предметы народно прикладного искусства (матрешки, пирамидки) и играют с ними. Воспитатель инсценирует с детьми некоторые русские народные сказки.
На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику.
Постепенно воспитатель подводит детей к пони манию того, что лети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.
Содержание работы в средней группе.
В средней группе продолжается работа, начатая с малышами. Углубление представлений о родной стране происходит в процессе ознакомления с родным городом. Воспитатель рассказывает детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляет название родного города и страны.
Основная работа проводится вне занятий: целевые прогулки, работа в книжном уголке, беседы с детьми и т. д.
Но, начиная со средней группы, можно проводить занятия о родном городе, родной стране. Занятия проводятся один раз в месяц, их основная задача — показать детям красоту родного города и страны, приобщить к ее истории. На занятиях дети знакомятся с главной достопримечательностью родного города, с тем, как давали названия улицам, с природой страны, с праздниками, которые отмечают в нашей стране — День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы.
Продолжается работа по знакомству детей с русской культурой. Воспитатель рассказывает детям сказки, заучивает с ними потешки, предлагает послушать русские народные песни, поиграть в народные игры. Усложняется работа по знакомству с народно-прикладным искусством.
Детей знакомят с русским национальным костюмом, вносят в группу одетых в эти костюмы кукол.
В работе по воспитанию патриотических чувств у детей средней группы широко используется художественная литература. Детям читают много стихов, рассказов о русской природе, о жизни в городе и деревне.
Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.
Содержание работы в старшей группе.
В старшей группе содержание работы по воспитанию патриотических чувств усложняется. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Детей знакомят с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям; дают знания о некоторых событиях из истории России.
Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче.
Много внимания уделяется знакомству детей с русской культурой : устному народному творчеству, народно-прикладному искусству, русским народным песням, играм.
Основная работа проходит вне занятий. Занятия проводятся один-два раза в месяц. Информация, которую дети получaют на занятиях, закрепляется во время бесед с детьми, в дидактических играх и упражнениях. Один раз в неделю проводятся целевые прогулки.
Работая с детьми по воспитанию патриотических чувств, воспитатель должен помнить, что только положительная информация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.
Содержание работы в подготовительной группе.
В подготовительной группе даются новые знания и закрепляются и расширяются знания, полученные детьми в старшей группе. Увеличивается число занятий – два раза в неделю. Информацию, которую дети получают в подготовительной группе, можно разделить на следующие темы.
• История возникновения родного города и его достопримечательностями.
• Знакомство с округом, районом, в котором живут дети. Ориентировка в близжащих улицах.
• История России и ее символика. Народы России. Города России.
• Защитники Отечества – А. В. Суворов, М. И Кутузов, К. Минин и Д. Пожарский, Г. К. Жуков.
• Люди, прославившие Россию: М. В. Ломоносов, П. И. Чайковский, Ю. А. Гагарин, челюскинцы.
• Богатство России- хлеб, лес, сен.
• Русская культура – устное народное творчество, народные игры, народно - прикладное искусство, музей родного города, традиции русского народа, архитектура родного города.
Давая знания об истории города, о его памятниках, необходимо связать их с историей России, чтобы дети осознали, что история их родного города неразрывно связанна с историей страны.
Большая часть работы по-прежнему проводится вне занятий. Во время целевых прогулок необходимо уделить особое внимание обучению детей умению ориентироваться в своем микрорайоне, объяснить детям, что это им пригодится, когда они пойдут в школу.
Усложняются формы работы с детьми: детей учат работать со схемами, картой, знакомят с глобусом, учат придумывать герб семьи и группы и др. Воспитатель чаще привлекает к работе родителей, советует им посетить те места в родном городе, о которых он рассказывал детям на занятиях. Убеждает родителей в том, что детям необходимо показывать свой город, свою страну с привлекательной стороны. Только в этом случае мы сможем вырастить настоящих патриотов, любящих свою страну, свой народ, свой город.
Организация образовательного процесса по воспитанию включает : создание развивающей среды, специально организованную образовательную деятельность, совместную деятельность вне занятий взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей (игровая, продуктивная).
Формы и методы работы с детьми по патриотическому воспитанию : целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений показ детям фильмов, рассматривание иллюстраций, картин, проведение тематических праздников и развлечений, подготовка тематических выставок.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном должна проходить в не занятий. На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал; рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя; не ссорить, не грубить, и т. д. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что окружает детей.