Гульназ Имамова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость, уважение за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру и историю своей страны. Следовательно, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного учреждения.
Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через определенные этапы, формы и методы.
Этапы патриотического воспитания :
• предварительный, базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;
• художественно-ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;
• когнитивно-эмоциональный – развитие интереса к своей стране;
• эмоционально-действенный – формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.
Средства патриотического воспитания :
• окружающая мезосреда;
• художественная литература и искусство;
• народный фольклор;
• практическая деятельность.
Методы патриотического воспитания (соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту) :
• повышение познавательной активности;
• эмоциональность восприятия;
• корректировка формирующихся у детей представление о Родине;
• координация разных видов деятельности.
Формы патриотического воспитания :
• создание развивающей среды;
• тематические занятия;
• взаимодействие с родителями;
• взаимодействие с социумом (экскурсии по городу. Району, экскурсии в музеи, выставочные залы и т. п.).
Задачи патриотического воспитания :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг;
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Итак, построение педагогического процесса на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, при отборе соответствующих методов и доминирующих целей воспитания.
Воспитание в детях любви к Родине.
Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение, становится важной государственной задачей.
Дошкольное учреждение является начальным звеном, призванное формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.
Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности:
1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
2. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к тому месту, где ребенок родился, к малой Родине. Исторически доказано: человек, который знает родную историю, культуру родного города, проявляет любовь, преданность, уважительное отношение к своей отчизне.
3. Успешно проходит воспитание патриотизма в процессе приобщения детей к культурному наследию. Веками накапливался педагогический материал в устном народном творчестве, в различных народных промыслах, народно-прикладном искусстве, в фольклорных произведениях, которые понятны и близки детям дошкольного возраста.
4. Воспитание патриотизма осуществляется через формирование у ребенка национального духовного характера. Знание и соблюдение национальных традиций и обычаев дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа. Уважение к трудовым умениям, гордость за людей, талантами которых славна отчизна – необходимое условие для формирования гражданской позиции подрастающего поколения, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
5. Важная роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, доступна и понятна ему.