Татьяна Шурчкова
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологической тропы
МБДОУ №431 г. Нижний Новгород, ул. Ю Смирнова, 29.
Тропа расположена в рекреационной зоне дошкольного учреждения
Длина тропы 250метров
Продолжительность путешествия 30 минут
Назначение тропы тропа рассчитана для экологического воспитания детей с трёх до семи лет. Выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции
Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Краткое описание маршрута. Обследовав территорию детского сада, выделили наиболее интересные объекты для наблюдения:
Остановка 1 «Лес»
Остановка 2 «Поляна сказок»
Остановка 3 «Луговая полянка»
Остановка 4 «Муравейник»
Остановка 5 «Рябиновая аллея»
Остановка 6 «Аллея кленов»
Остановка 7 «Старый пень»
Остановка 8 «Метеостанция»
Остановка 9 «Огород»
Остановка 10 «Плодово-ягодные кустарники»
Остановка 11 «Садовые деревья»
Остановка 12 «Мини водоём»
Остановка 13 «Деревенское подворье»
Остановка 14 «Зеленая аптека»
Остановка 15 «Птичий городок»
Остановка 16 «Каштан»
Остановка 17 «Цветники»
Необходимые мероприятия по оборудованию тропы (краткий перечень)
- Детальное обследование территории и наиболее интересных объектов
- Составление картосхемы
- Выбор вместе с детьми «Хозяина» тропинки (сказочный персонаж)
- Описание всех точек по схеме, оформление альбома
- Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек
- Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми
Возможность использования тропы по сезонам года используется во все времена года
Режим пользования:
• Экскурсионные учебные занятие, внеклассные экологические исследования.
• Экологические прогулки.
• Отдых.
• Место для проведения досуговых мероприятий (экологические праздники, конкурсы и пр.)
Необходимые мероприятия:
Охрана маршрута: воспитанники детского сада и сторожа в вечерний период времени.
Маршрут разработала- воспитатель Т. И. Шурчкова
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П. Гвездослав
Поздоровайтесь с хозяином тропы!
Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
Шум не помощник в познании природы, слушай голоса леса. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Остановка 1 «Лес»
Обьекты для наблюдений: стволы, листву, хвойные веточки.
В уголке смешанного леса представлены такие деревья, хвойные сосна, ель, береза, ясень.
Кого удивишь березой? Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, которая олицетворяет русскую природу и русскую женщину.
1. Экскурсии к березам, знакомство с разными породами берез.
2. Беседа о березе «Хороша ты в любую пору!»
3. Художественное слово «Легенда о березе», «Хоровод берез», «Березовый сок!»
Остановка 2 «Поляна сказок»
Объекты для наблюдений: места обитания сказочных персонажей сказок. «Дюймовочка» и «Гадкий утенок»; растительность и обитатели.
Целью данной видовой точки является: знакомство детей с разнообразием сказок о природе.
На этой станции с детьми проводится, как индивидуальная, так и групповая работа. Ребятам с учетом их возрастных особенностей, предлагается и чтение литературных произведений, и обыгрывание сказок, и просмотр театрализованных представлений, самостоятельные игры, разнообразие пальчиковых, дидактических, настольных и других игр.
Остановка 3 «Луговая полянка»
Объекты для наблюдений: листья, цветы, рассматривание насекомых.
Загадка: Что за домик, расскажите.
В нём летает каждый житель.
Славно трудится народ,
Собирая сладкий мёд.
Остановка 4 «Муравейник»
Объекты для наблюдений: муравьиная жизнь.
«На полянке среди елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион».
Остановка 5 «Рябиновая аллея»
Объекты для наблюдений: ствол, листья, ягоды. Рассказ о дереве.
Рябинки - всем известные и нужные деревья!
Рябина красная - гордость нашего детского сада!
Рябина- неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.
Для каждой возрастной группы определены цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Дошкольники сравнивают живые и опавшие листы, учатся определять погоду по народным приметам.
Рябиновая аллея воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.
1. Беседа по зелёные растения живые фильтры и шумо -защитники.
2. Экскурсии и наблюдения на экологической тропинке детского сада.
3. Беседа о рябине «Рябина на краю – словно в раю!».
4. Художественное слово «Рябина – чудо дерево».
Остановка 6 «Аллея кленов»
Объекты для наблюдений: ствол, листья, семена. Рассказ о дереве.
Остановка 7 «Старый пень»
Объекты для наблюдений: засохший пень, под пнем улитки, насекомые, мох.
Остановка 8 «Метеостанция»
Цель: Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Дети наблюдают за изменениями погоды, учатся анализировать, делать выводы. На станции имеется: флюгер, барометр, термометр, дождемер.
Остановка 9 «Огород»
Объекты для наблюдений: грядки с овощами, грядки с зеленью.
Целью видовой точки, является знакомство детей с овощными культурами произрастающими на нашей территории, дети наблюдают высадку выращенной рассады в групповом помещении, совместно с педагогами ухаживают за растениями, наблюдают рост и сбор урожая. Пробуют выращенный своим трудом урожай.
«Огород»
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
Остановка 10 «Плодово-ягодные кустарники»
Объекты для наблюдений: рассматривать листву и ветки цветения, плоды.
- плодово-ягодные кустарники
смородина – черная и красная, крыжовник, войлочная вишня.
Остановка 11 «Садовые деревья»
Объекты для наблюдений: рассматривать листву и ветки цветения, плоды.
Использование художественного слова, рассматривание листьев и плодов, сравнение вишня, желтая слива, черемуха.
Остановка 12 «Мини- водоём»
Цель этой видовой точки: знакомство детей с обитателями рек и морей, учить называть и различать морских и речных обитателей.
Закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о подводном мире. Ребятам также предлагаются различные формы работы: и рыбалка, и дидактические игры.
Остановка 13 «Деревенское подворье»
Цель данной видовой точки: знакомство дошкольников с деревенским бытом.
Обогащать познавательные знания детей (обобщение понятий «предметы обихода» : самовар, скалка, печь, и их свойствами и назначением. Воспитывать у детей уважение, чувство гордости и любовь к родному краю.
Остановка 14 «Зеленая аптека»
Объекты для наблюдений: рассмотреть лекарственные травы: одуванчик, подорожник, мелисса, календула, ромашка, мята, крапива,валериана, чабрец, душица.
Цель: Расширять и закреплять знания о лекарственных растениях; развивать умения рационального использования лекарственных растений для здорового образа жизни; учить собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.
Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства, учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
Остановка 15 «Птичий городок»
Объекты для наблюдений: кормлением птиц, искать различие между птицами. Наблюдение за птицами: синица, воробей, голубь, ворона
Остановка 16 «Каштан»
Объект для наблюдений: рассматривать листву, цветение и собирать плоды для поделок и счетного материала.
Остановка 17 «Цветники»
Объект для наблюдений: цветники на территории МБДОУ.
Цель: обогащать представление детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названиях, строении, способах ухода и условиях роста; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.