Латышева Вероника Олеговна
Паспорт средней группы
▼ Скачать
Паспорт средней группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №
Детский сад
«___»
Паспорт
компенсирующей направленности № 3
Дом, в котором все окна распахнуты детство,
Я любуюсь тобой, не могу наглядеться.
Мне милее и краше всех зданий на свете
Дом, в котором с утра собираются дети.
Публикация «Паспорт средней группы» размещена в разделах
компенсирующей направленности
включает следующую информацию:
• Данные о программе образовательного процесса.
• Информация о педагогах, работающих с детьми.
• Состав группы.
• Общая характеристика группы.
• Режимные моменты.
• Перечень видов деятельности.
• Учебный план.
• Расписание образовательной деятельности
• Характеристика особенностей развития детей 4 -5 лет.
• Требования к развивающей предметно-пространственной среде, согласно ФГОС ДО.
• Предметно – развивающая, игровая среда в средней группе.
Наш детский сад работает по программе:
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению к школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель: обеспечить соответствие предметно-пространственной среды требованиям ФГОС для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях сохранения и укрепления физического и психологического здоровья воспитанников.
Напрвленность (вид) : программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», пол редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель паспортизации группы-
Регулирование создания и обогащения предметно-развивающей и пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Развивающая предметно - пространственная среда-
Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. д., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков в их развития.
С детьми работают:
Воспитатели:___, образование высшее, педагогический стаж.
Тьютор: ___, образование высшее, педагогический стаж.
Младший воспитатель: ___
Педаг - психолог: ___, образование высшее, педагогический стаж
Учитель – логопед: ___, образование высшее, педагогический стаж
Список детей
средней группы компенсирующей направленности
Возраст детей 4-5 лет.
Группу посещает 4 девочки, 9 мальчиков.
Общая ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ
Группа находится на 2 этаже и состоит из 4 помещений:
Приемная S= м
Игровая комната S= м
Спальня S= м
Комната выдачи пищи S= м
Умывальная совмещенная с туалетной комнатой S= м
Водоснабжение центральное, освещение электрическое.
Режим дня
в нашем дошкольном учреждении соответствует всем основным требованиям:
Прогулки организуются 2 раза в день:
в первую половину – до обеда и во вторую половину дня перед уходом детей домой (прогулка не проводится при температуре ниже -20 градусов и скорости ветра более 15м/с)
Домашнее задания воспитанникам не задаются.
В дни каникул и в летний период НОД не проводится (организуются спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается продолжительность прогулок)
Сетка образовательной деятельности помогает систематизировать работу с детьми в течении текущего месяца, согласно требованию СанПина от 2.3.1-3049-13 о максимально допустимом объеме образовательной нагрузки в первой половине дня 40 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной и образовательной деятельности не менее 10 минут.
Перечень основных организованных видов деятельности в ДОУ:
• Развитие речи
• Чтение художественной литературы
• Формирование элементарных математических представлений
• Формирование целостной картины мира
• Рисование
• Лепка
• Аппликация
• Конструирование
• Физкультурное занятие
• Музыкальное занятие
Учебная нагрузка распределяется с учетом норм и требований СаНПиНа
(средняя группа 1занятие =20 минут).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Средней группы компенсирующей направленности
на 2022-2023 учебный год
№ Область программы Наименование дисциплин программы Количество занятий Время
1 Ф Физкультура 3 60 мин.
2 П Познавательное развитие 2 40 мин.
3 П Математика 1 20 мин.
4 Р Речевое развитие 2 40 мин.
5 Х-Э Изобразительная
деятельность 2 40 мин.
6 Х-Э Музыкальное развитие 2 40 мин.
Итого: 12 4 ч 0 мин.
Недельная 12 4 ч 0 мин.
РАСПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ПОНЕДЕЛЬНИК 1
9: 00-9: 20 1п/п.
9: 30-9: 50 2 п/п.
ФЭМП
10:00 – 10:20
Ознакомление с предметным и социальным окружением
10:50 – 11:10
Физическая культура (на улице)
ВТОРНИК 1
9: 00-9:20
Развитие речи (лексико-грамматический строй речи) (ЧФУ)
9: 30-9:50
Ознакомление с природой (ЧФУ)
СРЕДА
9: 00-9:20
Развитие речи (связная речь)
9: 30-9:50
Физическая культура
ЧЕТВЕРГ 1
9: 00-9: 20
Музыка
9: 00-9: 20 1п/п.
9: 30-9: 50 2 п/п.
Рисование (ЧФУ)
ПЯТНИЦА 1
9: 00-9: 20 1п/п.
9: 30-9: 50 2 п/п.
Лепка/Аппликация (ЧФУ)
9: 30-9:50
Физическая культура
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5лет.
Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному. Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.
Развитие личности ребенка 4-5 лет.
Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.
Каждый ребенок по природе своей хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку. Поэтому важно как со стороны родителей, так и со стороны педагогов поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.
Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.
В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становятся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно - чувство долга.
К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.
Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.
С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т. д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру (страх к хищникам, любовь домашним животным и т. д.)
В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.
Общение ребенка 4-5 лет.
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.
Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Наступает период «почемучек» : ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.
Развитие психических процессов в 4-5 лет.
Восприятие.
В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года, пространство (верх, низ, далеко, близко, вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).
Внимание.
Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.
Память.
Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок
понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.
Мышление.
В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.
У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.
Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).
Воображение.
Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Речь.
К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).
Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).
В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.
Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов
Выдержка из п. 3 ФГОС
ФГОС ДО п. 3 Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает :
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает :
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
В нашей группе организованы следующие центры развития по образовательным областям.
СОЦИАЛЬНО-КОМУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
1. Центр ПДД
2. Центр труда
3. Центр активности (уголок сюжетно-ролевых игр)
1. Центр ПДД
1. Набор - Дорожные знаки;
2. Демонстрационные картинки, плакаты;
3. Различные виды транспорта;
4. Настольные и дидактические игры по ПДД и ОБЖ «Уроки безопасности», «Транспорт».
5. Каска пожарного, строителя, светофор, жилетки;
6. Картотека стихов, загадок, физ. минуток;
2. Центр труда
1. Уголок дежурств с кармашками, картинки.
2. Инвентарь для дежурства по столовой; фартуки, шапочки.
3. Инвентарь для ухода за растениями (опрыскиватель, лейки, инструменты для рыхления земли в горшках и т. д.
4. Дидактические игры по трудовому воспитанию.
3. Центр активности (уголок сюжетно-ролевых игр)
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» :
1. Касса
2. Муляжи кондитерских изделий.
3. Муляжи хлебобулочных изделий.
4. Корзины, кошельки, сумки
5. Предметы-заместители.
6. Овощи, фрукты
Сюжетно-ролевая игра «Семья» :
1. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;
2. Куклы, куклы-пупсы, одежда для кукол
3. Коляска
4. Предметы-заместители
5. Комплект одежды для игры
Сюжетно-ролевая игра «Больница» :
1. Медицинские халаты и шапочки
2. Набор доктора «Аптека» : бинты, вата, лекарства,
градусник, мерные ложечки, пипетки и тд.
3. Растомер
Сюжетно-ролевая игра «Стройка» :
1. Строительный материал: крупный и мелкий
2. Чемоданчик - Строительные инструменты: пила, плоскогубцы, гаечный ключ, молоток, тиски, отвертка, болты и т. д.
3. Предметы-заместители.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Центр патриотического воспитания краеведения
2. Центр математического развития
3. Центр природы
4. Центр конструктивной деятельности
1. Центр патриотического воспитания краеведения
1. Фотоальбом «Моя семья».
2. Портрет президента РФ.
3. Символика города страны (флаг, герб).
4. Демонстрационные картины
5. Макет дерева –березка, колоски в вазе, сушки на веревке.
6. Военные головные уборы.
7. Матрешка семья, матрешка.
8. Альбом «История русского народного костюма»
9. Альбом «Народы России»
10. Альбом «Символы России»
11. Альбом «Русская матрешка»
12. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.
13. Картотека русских народных игр.
2. Центр математического развития
1. Математический театр и его числовые персонажи.
2. Набор геометрических фигур, цифры, картинки на счет до 10.
3. Игры на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди одинаковые», «Предметы и контуры», и т. д.
4. Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания.
5. Дидактические игры на сериацию и классификацию.
6. Игры на составлению целого: «Паззлы», «Собери узор» и т. д.
7. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету и форме.
8. Цветные счетные палочки.
9. Матрешки, счеты, логические блоки «Дьеныша», логические домино.
10. Картотека дидактических игр.
3. Центр природы
1. Комнатные растения;
2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;
3. Коллекции ракушек, камней, орехов, семян;
4. Контейнеры для сыпучих предметов (разных видов крупы, макарон, семечек, мука, сахар, соль);
5. Картины-пейзажи с изображением всех времен года;
6. Иллюстрации, изображающие различные состояния погоды;
7. Природный материал: шишки, желуди, семена (арбуза, дыни, кабачков, скорлупа от орехов;
8. Наборы игрушек ( животные: домашние, дикие, севера, жарких стран);
9. Календарь природы;
10. Бросовый материал: лоскутки ткани, поролона, пробки, проволока, контейнеры от киндер- сюрпризов, трубочки для коктейля;
11. Альбомы «Времена года», «Животные родного края»,
12. «Животные жарких стран, «Познаю мир», «Хищные птицы»,
13. «Ягоды», «Съедобные и ядовитые грибы»;
14. Паспорт комнатных растений;
15. Набор деревянных кубиков «Домашние животные»;
16. Кубики «Сложи рисунок» – «Животные леса»;
4. Центр конструктивной деятельности
1. Конструктор крупный «Лего дупло»
2. Набор пластмассовый напольный конструктор в контейнере.
3. Деревянный конструктор фигуры.
4. Мозаика крупная и мелкая.
5. Пазлы крупные и средние.
6. Конструктор с соединением в различных плоскостях, настольный.
7. Игрушки со шнурками и застежками
8. Игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей и животных.
9. Транспорт крупный и средний.
10. Набор «Город» деревянный.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Центр речевого развития
1. Картинки по лексическим темам.
2. Картотека игр:
а) упражнений по артикуляционной гимнастике;
б) пальчиковой гимнастике с шариком Суджок.
в) пальчиковой гимнастике с массажным мячиком.
г) упражнений дыхательной гимнастики;
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Различные виды театров.
7. Сюжетные картинки для составления рассказов
8. Настольно-печатные игры
ПОЛОЧКА УМНЫХ КНИГ
1. Книги различной тематики и жанров
2. Различные энциклопедии и познавательные рассказы и сказки
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1. Центр изобразительной деятельности
2. Центр музыкально-театрализованной деятельности
1. Центр изобразительной деятельности
1. Материал для рисования: альбомы, акварельные краски, гуашь,простые и цветные карандаши, стаканчики-непроливайки, трафареты для рисования, кисточки разной толщины, подставки для кисточек, бумага для свободного рисования.
2. Материал для лепки: пластелин, индивидуальные клеенки.
3. Материал для аппликации и ручного труда: клей карандашь, цветная бумага и картон.
4. Кисти и емкасти для клея, клей ПВА, салфетки, ножницы.
5. Образцы по аппликации и рисованию.
2. Центр музыкально-театрализованной деятельности
1. Ширма для настольного театра
2. Кукольный театр
3. Настольный театр
4. Шапочки, маски
5. Пальчиковый, конусный театр
6. Атрибуты для ряженья: костюмы, шляпы, бусы, шапки, юбки, косынки.
7. Шумовые инструменты (сделанные своими руками) : маракасы, шумелки;
8. Дудочки, барабан, погремушки, металлофон, бубны и т. д.
9. Игрушки с мелодиями (звуковые книжки).
10. Альбом с видами музыкальных инструметов.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Центр физического развития.
1. Мячи резиновые (разного размера).
2. Кубики разных цветов.
3. Скакалки.
4. Гимнастические палки.
5. Обручи
6. Комплект разноцветных кегле.
7. Коврики для массажа ног.
8. Игра «Бильбоке», «Моталочки».
9. Картотека подвижных и малоподвижных игр.
10. Картотека физкультминуток.