Марина Кокоева
Паспорт проекта «Умный взгляд на мусор»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: проект разработан для детей подготовительной группы, родителей, воспитателей ДОУ. Данный проект направлен на формирование экологической культуры, дружеских взаимоотношений со сверстниками, бережного отношения к природе; на развитие наблюдательности, творческого мышления и совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности. Содержание и формы работы над проектом выбираются в соответствии с реальными событиями, происходящими в окружающем мире и вызывающие интерес детей: природные явления (изменения в природе, общественные явления и т. д.)
Публикация «Паспорт проекта „Умный взгляд на мусор“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Актуальность темы:. экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Обострение экологических проблем в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования.
Проблема проекта : охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
Информационная карта проекта : дети получают практические знания по охране природы.
Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавушка».
Адрес: Московская область, город Балашиха, мкр. Авиаторов, ул. Третьяка, д. 9
Руководители проекта : воспитатели группы: Кокоева М. Е., Видякина М. А.
Вид, тип проекта : долгосрочный (четыре месяца, исследовательско-творческий.
Сроки реализации проекта : с 04.02.2019 г. по 24.05.2019 г.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы №5 «Незнайка».
Возраст детей: старший дошкольный возраст (6-7 лет).
Цель проекта : представить пути решения проблемы загрязнения города бытовыми отходами.
Задачи проекта :
Дать детям представление о видах отходов и их свойствах.
Познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов, с сортировкой мусора из разного материала.
Формировать у детей осознание необходимости бережного отношения к бумаге, понимание ограниченности ресурса в природе.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Научить применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
Предполагаемый результат.
Для детей:
• Способны объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Делают элементарные выводы и умозаключения.
• Имеют представление о видах отходов и их свойствах.
• Применяют полученные знания и умения по теме проекта в повседневной жизни.
Для педагогов:
• Осуществилось накопление предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию.
Для родителей:
• Родители получили интересную информацию о способах использования вторичных ресурсов бросового материала.
• Родители своим участием в проекте активно пробуждают интерес детей к мероприятиям, запланированных педагогами.
Реализация проекта состояла из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включала в себя постановку целей и задач проекта, выбрана и изучена проблема «Что мы можем сделать, чтобы мусора стало меньше?» и «Какими свойствами обладает бумага? Как «продлить бумаге жизнь»?
Изучая проблему в ходе ООД на тему «Виды мусора», «Про город и про мусор», дети узнали, что мусор - это отходы человеческой деятельности, они бывают разных видов.
Через предметно-практическую деятельность проявляя творчество дети изготовили поделки из переработанной бумаги.
Продукт проекта :
• НОД по ИЗО объемная аппликация «Снегири в кормушке» с использованием бросового материала (бумажных салфеток);
• НОД «Покормите птиц зимой» по конструированию и ознакомлению с окружающим (изготовление кормушек для зимующих птиц из бросового материала).
• выставка рисунков «Жалобная книга природы»;
• подготовка эскизов и изготовление костюмов к театрализованной деятельности;
• инсценировка сказки «Нет места мусору»;
• агитация родителей и педагогов ДОУ по проблеме решения загрязнения окружающей среды бытовыми отходами (плакаты, буклеты, презентации)
• родительские собрания на темы: «Духовно-нравственное и экологическое воспитание детей дошкольного возраста», где родители и воспитатели поделились опытом, представили выставку и провели мастер-класс «Вторая жизнь мусора»; и «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности», на котором родители вместе с детьми поучаствовали в опытах и экспериментах с бумагой.
• развивающие игры, сделанные родителями с детьми и воспитателями, с ис-пользованием бросового материала;
• экспериментальная деятельность по изготовлению новой бумаги, с последу-ющим ее использованием для рисования и аппликации;
• викторина «Знатоки природы»;
• выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым!»
• презентация проекта.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный.
II этап-организация деятельности в рамках проекта.
III этап – завершающий.
Первый этап
1. Разработка плана реализации проекта.
2. Составление конспектов мероприятий.
3. Подбор иллюстративного материала, оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, экспериментальной деятельности с детьми.
4. Знакомство родителей с планом проекта.
5. Беседы: «Помогите природе», «Что такое бытовой мусор?», «Зачем мусор разделять?», «Правила поведения на природе», «Умный взгляд на мусор».
6. Просмотр презентаций, видеофильмов по теме проекта.
Второй этап
1. НОД «Покормите птиц зимой» по конструированию и ознакомлению с окружающим (изготовление кормушек для зимующих птиц из бросового материала).
2. НОД по ИЗО объемная аппликация «Снегири в кормушке» с использованием бросового материала (бумажных салфеток)
3. Тематическая экскурсия по территории детского сада и за её пределами (с участием родителей)
4. Конкурс рисунков «Жалобная книга природы».
5. Родительское собрание на тему экологического воспитания дошкольни-ков.
6. Буклеты для родителей на тему: «Что мы можем сделать, чтобы на планете было меньше мусора?»
7. Игра – эксперимент «Рассортируем мусор».
8. Знакомство с историей создания бумаги, для чего она нужна и почему ее нужно беречь.
9. Оформление альбома «Коллекция бумаги».
10. Дидактическая игра «Бумажные звуки».
11. Цикл занятий по экспериментальной деятельности «Изготовление но-вой бумаги».
12. Подготовка эскизов и изготовление костюмов к театрализованной деятельности.
Третий этап
1. Инсценировка сказки «Нет места мусору».
2. Викторина «Знатоки природы».
3. Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть
красивым!»
4. Показ презентации проекта на педагогическом совете ДОУ.
В перспективе:
• продолжать формировать экологическую культуру у детей;
• привлекать родителей активно участвовать в экологическом воспитании де-тей;
• продолжать использовать вторичные ресурсы бросового материала;
• продолжать просветительскую работу среди детей и родителей на тему «Что мы можем сделать, чтобы на планете было меньше мусора?»
Таким образом, в результате проделанной работы:
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
• у большинства детей сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
• сформировано начало экологической культуры детей;
• развиваются речевые навыки детей;
• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• привлечение родителей активно пробуждало интерес детей к мероприятиям.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Методическая литература:
1. ФГОС дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы и др. М. : Изд. «Мозаика - Синтез», 2014.
3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург Дет-ство-Пресс 2016 г.
4. Апполонова Н. И. Прикоснись к природе сердцем. Методическое пособие. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
-Ульяновск: Издатель Качалин А. В., 2015.
5. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое
общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М,2003 г.
7. Натарова В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель»,
Воронеж, 2005 г.
8. Николаева С. Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду" Мозаика-Синтез, 2010 г.
9. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в
ДОУ» ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
10. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003г.
12. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок»
«Детство - пресс», С. -Петербург, 2008 г.
13. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов – на – Дону: Феникс, 2005.
14. Интернет – сайт «Дошколенок» - https://dohcolonoc.ru/
15. Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - https://festival.1september.ru/