Дружинина Алена Алексеевна
Паспорт проекта по познавательному развитию для детей с ТМНР «Мультизнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта: учитель – дефектолог Дружинина А. А.
Руководитель проекта: учитель-дефектолог Дружинина А. А.
Направленность проекта: познавательный
Длительность проекта: среднесрочный, 6 месяцев (октябрь – апрель)
Участники проекта: дети со сложным дефектом группы кратковременного пребывания, родители воспитанников, воспитатель Акуличева Л. А., учитель-дефектолог Дружинина А. А.
Актуальность проекта:
Публикация «Паспорт проекта по познавательному развитию для детей с ТМНР „Мультизнайки“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Характерной особенностью современного времени является активизация инновационных процессов в образовании. Педагоги находятся в постоянном поиске новых и современных приемов и методов, которые интересны и педагогам, и воспитанникам.
Актуальность проекта обусловлена тем, что анимационная деятельность позволяет разнообразить формы работы с детьми с ТМНР, обеспечить рост познавательной активности, также обогащает формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Анимация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.
Проходя путь создания мультфильма, происходит расширение социального опыта ребенка, коррекция эмоционально-волевой сферы, психической деятельности. Развивается речь, творческое мышление, логика, внимательность, повышаются коммуникативные навыки, тренируется мелкая моторика рук, прививаются терпение и усидчивость. Дети с ТМНР постепенно, в процессе практической работы, овладевают специфическими ручными действиями с различными материалами и инструментами.
Опыт создания собственного мультфильма – это игра, позволяющая ребенку понимать себя и окружающий мир, это диалог между внутренним миром ребенка и внешней действительностью.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательной деятельности у детей с ТМНР посредством анимационной деятельности в группе кратковременного пребывания.
Задачи проекта:
• Создать и апробировать в работе целостное, различное по степени сложности, многофункциональное развивающее пособие «Мультизнайки»
• Подобрать и апробировать формы взаимодействия с воспитателем для реализации познавательного развития детей с ТМНР через анимационную деятельность.
• Создать эффективную систему взаимодействия учителя-дефектолога с родителями воспитанников в рамках познавательного развития через анимационную деятельность
• Разработать и апробировать формы межгруппового взаимодействия по познавательному развитию посредством анимации
Задачи работы с детьми:
Образовательные:
• познакомить детей с технологией создания анимации;
• расширить знания детей о разнообразных сенсорных эталонах;
• формировать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.
Развивающие:
• развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление;
• совершенствовать координацию руки и глаза;
• развивать мелкую моторику рук;
• способствовать расширению и обогащение словаря.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательность, обогащать эмоциональную отзывчивость;
• формировать коммуникативные навыки со сверстниками и взрослым у детей с ТМНР.
План проекта:
1 этап Подготовительный
• Диагностика уровня познавательного развития
• Разработка пособия для создания анимации «Мультизнайки»
• Подобрать формы взаимодействия с воспитателем по организации познавательной деятельности
• Разработка рекомендаций и форм взаимодействия с родителями в рамках познавательного развития через анимационную деятельность
• Разработка форм межгруппового взаимодействия по вопросам анимационной деятельности
2 этап Реализация проекта
Реализация содержания проекта проходит через совместную деятельность с использованием интеграции по всем образовательным областям. Основная работа идет согласно календарно-тематическому плану, в рамках работы на занятиях по познавательному развития, формированию элементарных математических представления и продуктивных видах деятельности.
Для дополнительной индивидуальной работы с детьми, а также для работы с небольшими подгруппами детей разработано целостное, различное по степени сложности, многофункциональное развивающее пособие «Мультизнайки».
Пособие создано в соответствии с уровнем интеллектуального развития и психофизических возможностей воспитанников группы.
Пособие включает в себя два альбома
• Альбом №1 - «Зима»
• Альбом №2 - «Лето»
Альбомы все многоразовые, они заламинированы, скреплены кольцами, что позволяет использовать рабочие листы отдельно друг от друга. В альбомах представлены разные варианты заданий, от простого к сложному в зависимости от уровня психофизического развития детей. В группе альбомы используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Так же альбомы могут использовать родители в свободной деятельности с детьми для отработки пройденного материала.
• Техническое оснащение (смартфон, штатив, Bluetooth-кнопка, приложение Stop Motion Studio, приложение имеет бесплатный набор функций, которого достаточно для создания анимации, так же можно купить пакет PRO. Доступен для Apple Store, Google Play Маркет
• Анимационные платформы, картотека звуков и дополнительный сенсорный материал
o Коврики-шнуровки
o Коврики-липучки
o Платформа за стеклом
• Картотека звуков
• Дополнительный сенсорный материал (шарики, кубики, колечки, камушки марблс, деревянные разноцветные палочки, синельная проволока, ламинированные картинки «Сезоны года», фетровые геометрические фигуры, фигурки «Магнитные истории. Сезоны года», маркеры на водной основе)
3 этап Итоговый
• Итоговая диагностика уровня познавательного развития
• Определение дальнейших перспектив
Особенности организации анимационной деятельности в группе кратковременного пребывания
Учитывая возрастные и физические особенности детей группы кратковременного пребывания, их небольшой опыт, именно взрослому принадлежит ведущая роль в проекте, именно взрослый должен направлять деятельность детей, заинтересовать, учить, помогать, хвалить.
Действия детей по обследованию предметов необходимо сопровождать объяснением взрослого. Учитывая особенности детей, взаимодействие должно вестись в игровой форме, индивидуально или небольшими подгруппами. Это необходимо для того что бы вовлечь в процесс всех детей, успеть задействовать каждого, оказать при необходимости поддержку и помощь. Чтобы получить лучший результат, надо учитывать неустойчивое внимание детей группы кратковременного пребывания, поэтому продолжительность занятий у детей разная, от 15 до 25 минут.
Для привлечения внимания детей, повышения занимательности, взрослому используются стихи, потешки, короткие сказки, музыкальное сопровождение.
Важным условием для ознакомления детей с сенсорными эталонами посредством анимации является использование в работе разных видов деятельности и наличие разнообразного дидактического материала.
Особенность организации работы заключается в использовании технологии создания анимации для детей с ТМНР с помощью многофункционального пособия «Мультизнайки».
Этапы создания анимации
• Знакомство с элементами анимации
• Выполнение вводного задания по альбому
• Отработка инструкции «двигай/тяни/шагай – нажимай/кнопка»
• Покадровая съемка по заданному сюжету
• Монтаж (выполняет взрослый)
• Просмотр. Рефлексия
Ожидаемые результаты
• Сформированность представлений об анимационной деятельности;
• Сформированность представлений о сенсорных эталонах;
• Сформировать представлений об сенсорных способах познания математических свойств и отношений.
• Сформированность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия; воображения, пространственного мышления;
• Сформированность координации руки и глаза;
• Сформированость коммуникативных навыков со сверстниками и взрослым у детей с ТМНР.
Для педагога
• Обогащение познавательно-развивающей среды группы
• Обогащение личного профессионального мастерства новыми педагогическими идеями и технологиями.
Для родителей
• Активное участие родителей в творческой деятельности группы
• Повышения уровня компетентности родителей в познавательном развитии детей