Екатерина Бачегова
Паспорт проекта по познавательной деятельности в старшей группе «Огонь — друг, огонь — враг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Огонь - друг, огонь - враг».
Продолжительность проекта : краткосрочный
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Тип проекта : фронтальный
Участники проекта : воспитатель, воспитанники, родители
Актуальность:
У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Публикация «Паспорт проекта по познавательной деятельности в старшей группе „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Цель: создание условий для формирования основ пожарной безопасности у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
1. Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров; подвести к пониманию вероятных последствий шалостей с огнём (электроприборы, спички, зажигалки).
2. Ознакомить с правилами противопожарной безопасности, формировать привычку их соблюдения.
3. Формировать навыки безопасного поведения детей, адекватных действий в пожароопасных ситуациях.
Развивающие:
1. Расширять знания детей о полезных и опасных сторонах огня.
2. Развивать и углублять представления детей о профессии пожарного, её важности и значимости.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать чувство благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Ожидаемые результаты проекта :
Дошкольники:
- получат знания о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара;
- познакомятся с профессией «пожарный»;
- отработают слаженные действия при эвакуации в случае возгорания в помещении и на территории детского сада;
Педагоги:
- повысят свой профессиональный уровень в области работы с дошкольниками по совершенствованию знаний и практических навыков дошкольников в вопросах пожарной безопасности;
- проведут мероприятия по обучению пожарной безопасности дошкольников;
- создадут методический комплекс для работы с дошкольниками.
Родители:
- активно участвуют в детско-родительских проектах по пожарной безопасности.
I этап – организационно-подготовительный
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.
1. Создание условий для реализации проекта :
- подбор методической, научно-популярной литературы
- подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, художественных произведений
- опрос детей по данной теме.
- подбор демонстрационного материала, видеофильмов.
- подбор дидактических игр, пособий, атрибутов по пожарной безопасности дошкольников.
- оформление центра по ППБ.
2. Выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.
3. Ознакомление с темой проекта.
II этап – основной (практический)
Цель: реализация проблемы, формирование целостного представления детей о пожарной безопасности.
Формы реализации проекта в познавательной деятельности :
НОД:
«Огонь – друг или враг»
"Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой"
Составление рассказов по пословице «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»
Беседы:
«Огонь – друг, огонь – враг»
«Отчего происходят пожары»
«Если случился пожар»
«Беседа о труде пожарных»
«О пользе огня в жизни человека»
«Электрические предметы в доме»
«Это спичка невеличка»
Беседа по плакатам «Пожарная безопасность»
Ситуативный разговор:
«Что делать если…».
«Учимся сообщать о пожаре по телефону».
Моделирование опасных ситуаций на макете:
«Пожароопасные места в квартире», «Твои первые действия при пожаре».
Составление рассказов:
по схематическим моделям: «Мальчик – спички– пожар - пожарная машина»
со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым
по пословицам: «Солома с огнем не дружит», «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин».
творческое рассказывание типа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший
конец».
Чтение художественной литературы:
Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился»
Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»
Н. Белянина «На досуге» «От горячей спички»
Б. Житков «Пожар» «Дым»
Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»
Е. Хоринская "Спичка-невеличка"
И. Тверабукин "Андрейкино дежурство"
С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое", "Пожар", "Кошкин дом"
Е. Григорьев «Один дома»
М. Лазарев «Тревога»
Е. Викторова «Как Тимоша царевну спас»
Рассматривание альбомов:
«Опасные предметы дома», «Спичка - невеличка», «Профессия пожарный», «Служба «01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей» «Береги свой дом от пожара», «Природные и погодные явления», «Будь осторожен».
Формы реализации проекта в продуктивной деятельности :
Рисование: «Отчего возник пожар»
Аппликация: «Пожарный автомобиль»
Конструирование: «Пожарная часть»
Формы реализации проекта в исследовательской деятельности
- «Огонь дышит»
- «Чем можно потушить огонь»
- «Что горит сильнее»
- «Пожары загрязняют воздух»
Формы реализации проекта посредством экскурсий
- виртуальная экскурсия в пожарную часть
- экскурсия по детскому саду. Знакомство с центром по пожарной безопасности в МДОУ
- знакомство с системой оповещения. Эвакуационными путями. Тренировочная эвакуация.
Формы реализации проекта в досуговой деятельности
1. Постановка кукольного театра «Кошкин дом».
2. Спортивное развлечение «Юные пожарные»
3. Викторина «Пожарная безопасность»
Формы реализации проекта в игровой деятельности
Дидактические игры:
«Огнеопасные предметы», «Если возник пожар». «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Опасные соседи», «Доскажи словечко», «Найти и обезвредить», «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Кому что нужно», Внимание-опасность!», «Найди ответ», «Разложи по порядку», «Домино», «Лото», «Что необходимо пожарному, «Горит-не горит», Собери картинку»
Сюжетно - ролевые игры :
«Пожарная часть», «Дом», «Пожарные», «Скорая помощь», «Спасатели».
Подвижные игры:
«С кочки на кочку», «Затуши пожар», «Кто быстрее подаст сигнал», «Построй укрытие», «Стоп», «Юные спасатели», «Светофор».
Игровые упражнения:
«Потуши огонь», «Незнакомец», «Попади в цель».
Формы работы с родителями
Консультации:
1. Знакомим детей со службой 01
2. «Ребёнок один дома»
3. «Откуда опасность»
4. «Новогодние забавы»
5. «Детям о труде пожарных»
6. «Правила поведения с электроприборами»
Папки – передвижники:
1. «Спички – не игрушка, огонь – не забава»
2. «Возможные причины возникновения пожара»
3. «Средства пожаротушения в доме»
III этап – Заключительный
Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.
Итог реализации проекта :
В конце реализации проекта была проведена викторина по теме: «Пожарная безопасность», которая показала, что у большинства детей сформировалось осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Дети овладели необходимыми знаниями, умениями, чтобы самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях. Родители в ходе работы поняли, что проблема пожарной безопасности очень серьезная и ей необходимо заниматься уже с дошкольного возраста.
Итоговый продукт:
Создание макета «Пожарная безопасность»
Изготовление книжек – малышек «Огонь – друг или враг»
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
Приложения:
НОД по познавательному развитию
НОД по социально-коммуникативному развитию
Консультации для родителей
Картотека дидактических игр
Картотека пословиц и поговорок, загадок и стихов о пожарной безопасности
Литература.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : "Детство-пресс», 2002.
2. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М. : Скрипторий 2003, 2007.
3. Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
4. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Издательство «Учитель», 2011.
5. Петухова Е. Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1
6. Пикулева Н. Пожарная безопасность. // Дошкольное воспитание. – 2007 - №4
7. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
8. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.
9. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
10. Интернет ресурсы