Елена Чужайкина
Паспорт проекта «Лаборатория Почемучкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Чужайкина
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
1. НАЗВАНИЕ «Лаборатория Почемучкина».
2. Разработчики проекта Чужайкина Е. Ю – воспитатель первой квалификационной категории
Скворцова Т. М. – воспитатель высшей квалификационной категории
3. Срок реализации
проекта Один год
4. Участники реализации проекта МДОУ «Детский сад №1» (воспитанники, воспитатели, родители).
5. Возрастная группа Вторая младшая группа (3-4 года)
Публикация «Паспорт проекта „Лаборатория Почемучкина“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
6. Актуальность проекта Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности.
Детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребенка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес.
Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками и т. д.
В возрасте 3-4 лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты. Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
7.
Интеграция
образовательных
областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
8. Вид проекта Исследовательский
9. Проблема Кто такие исследователи?
10. Цель проекта Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
11. Задачи проекта
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий;
• Организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
• Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
12. Принципы проекта Принцип научности :
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
13.
Методы и
технологии
реализации проекта Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
14. Формы работы
• Совместная деятельность воспитателя с ребенком;
• НОД (непосредственно – образовательная деятельность);
• Опыты, эксперименты;
• Беседы, чтение художественной литературы;
• Наблюдение и труд;
• Работа в лаборатории;
• Консультации для родителей, памятки, буклеты;
• Презентация проекта.
15.
Этапы работы над
проектом 1 этап : Подготовительный
• Мотивация детей.
• Определение цели и задач проекта.
• Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
• Разработка комплексно - тематического плана работы.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
• создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
• Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
2 этап: Основной
• Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности
• Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
• Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
3 этап: Заключительный
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно - исследовательской деятельности детей.
• Развлечение.
16.
Предполагаемые
результаты 1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире; 2. Создание единого инновационного пространства; 3. Чёткое выполнение поставленной задачи; 4. Повышение уровня мотивации к занятиям.
17. Материалы
• Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
• Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
• Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
• Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
• Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
• Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
• Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
• Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
• Клеенчатые передники, полотенца.
18.
Работа с
родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации:
• «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
• «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
• «Научите ребенка любить живую природу»,
• «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
• «Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).
4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;
6. Обмен опытом.
19.
Ожидаемые
результаты.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
• Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где,и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проекта.
Новизна опыта представлена разработкой
• проекта «Лаборатория Почемучкина», где представлено комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы;
• «Картотеки опытов по загадкам, поговоркам, сказкам»;
• Мастер-класса по экспериментированию «Приключения Буратино»;
• Изготовление магнитных игр «Рыбалка», «Красная Шапочка»;
• Создание компьютерных презентаций «Загадки о воде, снеге, льде», «Что лишнее».
Сильные стороны – использование метода проекта. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где,и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
20. Практическая значимость Содержание проекта может быть использовано в условиях образовательных учреждений.