Ольга Гогина
Паспорт проекта в младшей группе «Я и моя семья»
Проект «Я и моя семья»
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Паспорт проекта в младшей группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
Актуальность темы: Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция - воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка
Для маленького ребенка, семья это не только люди, которые помогают ему, расти и развиваться, но и основная школа воспитания.
Семья, имея свои ценности, особенности межличностных отношений, уклад и образ жизни, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни.
Анализируя деятельность детей нашей группы, отметим, что 50% детей не называют по имени своих близких родственников (кроме мамы и папы, 30% не могут рассказать о функциях членов семьи. К сожалению только 50% родителей охотно откликаются на участие в детско-родительских мероприятиях.
Поэтому данный проект актуален и только совместными усилиями семья и дошкольная организация могут повлиять на формирование конкретного положительного образа семьи у детей.
Цель проекта : Расширение и обобщение представлений детей о семье и значимости семьи в жизни ребёнка; знаний о членах семьи, их функциях.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Расширять кругозор и познавательный интерес детей;
• Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость семьи;
• формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
• приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями;
Развивающие:
• развивать коммуникативные навыки; связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
• Развивать умение передавать в игре деятельность членов семьи
• побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
• стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к семье и её членам.
Гипотеза: Проектная деятельность может выступать в качестве эффективного средства формирования представлений о семье у дошкольников, если:
- проектная деятельность будет направлена на развитие представлений о семье, её членах и их функциях, о значимости семьи в жизни ребёнка; знаний о традициях своей семьи.
- к работе будут привлечены родители детей,
- в работе будут учитываться психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Решая задачи знакомства детей с семьёй и её членами и их функциями, в рамках проекта применялись следующие технологии:
• игровые технологии
• технологии исследовательской деятельности
• личностно – ориентированные технологии
• информационно – коммуникативные технологии
• технологии проблемного и развивающего обучения
Для решения поставленных задач были определены следующие методы и приё мы: теоретические изучение и анализ литературы по формированию у детей представлений о семье и её членах, о своем месте в семье, эвристические беседы, использование художественного слова, постановка и решение вопросов проблемного характера, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации, анкетирование и тестирование родителей, наблюдение, опыт, фиксация результатов и математико-статическая обработка результатов исследования.
Предполагаемый результат:
• у детей должны сформироваться представления о семье, её членах, об их функциях в семье;
• дети должны понимать значение слово «семья», проявлять признательность и уважение ко всем членам семьи, понимать своё место в семье.
• должна пополниться лексика воспитанников;
• должно сформироваться умение имитировать деятельность членов семьи в ходе сюжетно-ролевых игр.
• сплотить детско-родительский коллектив, повысить активность семей воспитанников в жизни детей и ДОУ; повысить педагогическую грамотность семей воспитанников;
• повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ, обобщить педагогический опыты работы по данному направлению.
Продукт проектной деятельности.
Дидактические игры, фотографии занятий, рисунки детей, конспекты занятий, альбом «Моя семья»
Реализация проекта.
1-ый этап – подготовительный.
Подбор методической литературы, художественной литературы, мультфильмов.
Создание картотеки дидактических игр, игровых обучающих ситуаций, загадок, потешек на тему «Семья»
Опрос детей на тему: «Моя семья»
• Анкетирование родителей на тему «Семья»
• Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
• Консультации: «Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка», «Как знакомить ребенка с членами семьи и их функциями»,
• Оформление стенда.
2-ой этап – основной.
Работа с детьми:
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Беседы:
«Беседа по фотографиям:
«Моя семья»,
«Праздники в моей семье»,
«В нашей семье все трудятся»,
«Любимые занятия членов нашей семьи»
Беседа по картинкам
Где работает мама (папа?
Что делать, если кто-то заболел?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Беседа «Кто, где работает?»
«Как ты помогаешь маме?»
«У меня есть брат (сестра)
«Дом, в котором я живу»
Ситуативный разговор «Что готовит мама?», «Что умеет делать папа?»
Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка»
Дидактические игры:
Д/ и: «Назови ласково»; «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что любит делать?», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела» «На чём люди ездят?»
Музыкально –дид. игра: «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)
Подвижные игры
«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель»
Сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья переезжает на новую квартиру (Новоселье)», «Поездка на автобусе», «Семья», «Дочки - -матери», «Детский сад», «Поездка в магазин, зоопарк», «Больница», «Пешеходы», «В театр»
Моделирование ситуаций
Настольные игры
«Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом».
Театрализованная игра:
По сказке «Три медведя».
Игра драматизация:
«Наша Маша маленькая», «Почему так?»
Игры с конструктором; пазлы; кубики - картинки; строитель.
Рассматривание иллюстраций.
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о семье, родителях, братьях, сёстрах, бабушках, дедушках.
Разгадывание загадок про семью и её членов.
Чтение художественной литературы: «Андрюша и цыплёнок» (Т. В. Ковригина) «Путешествие в лес за грибами» (Т. В. Ковригина, Чтение русской народной сказки «Три медведя», Рассматривание картины «Коза с козлятами»
Д. Габе «Моя семья»
К. Ушинский «Петушок с семьёй»
А. Барто «Посидим в тишине»
Чтение потешки «Ладушки – ладушки»
Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья»,
Организованная образовательная деятельность
Тематическое занятие «Моя семья», «Поговорим о маме»
Конструирование- «Мебель для дома»
Аппликация- «Красивый цветок для мамы»
Рисование - «Красивые воздушные шары для мамы»,
«Бублики для всей семьи»
Лепка-«Испечём оладушки»
Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья»
Музыка-пение колыбельной «Баю- бай», «Пирожки» Филиченко.
Работа с родителями:
Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях
Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья»
Мастер-класс «Чем занять ребенка дома», «Игры с ребенком на кухне», «Подвижные игры на отдыхе» и т. д.
Ширмы:
«Дети и компьютеры»,
«Растим здорового ребёнка»,
«Еда без вреда»,
«Пальчиковые игры на тему «Семья»
Консультации:
«Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка»,
«Как знакомить ребенка с членами семьи и их функциями», «Любимые игрушки нашей семьи», «Подарки осени»
«Воспитание собственным примером» ПДД
«Как реагировать на детские истерики»
«Пример для родителей: «Спокойной ночи»
Памятка для родителей на тему: «Авторитет – основа воспитания»
Совместное создание предметно – развивающей среды. Фотовыставка «Мамины помощники», «Семейные традиции», «Что мы любим делать вместе»
3- этап – заключительный.
Итоговое интерактивное развлечение «Я и моя семья», изготовление альбома «Я и моя семья»
Результаты и выводы по результатам исследования.
В результате решения задач по расширению и обобщению представлений детей о семье ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках.
В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. После просмотра сказки «Колобок», наши дети тоже попробовали себя в роли артистов. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей: «Дом, который построили мы», «Мебель для комнаты», «Поликлиника», «День рождения», «Гости».
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута.